
Работодатель не может законным образом принудить работников предоставить ему информацию о том, привиты ли они. А если они ему такую информацию предоставят сами, он не вправе ее передавать кому-либо без их письменного согласия.
Если он попытается это сделать, он нарушит целую кучу федеральных законов и даже Конституцию России (напомню – глава Конституции про права граждан является непосредственно действующей и обязательной для всех, в том числе для работодателей):
✅ информация об обращении человека за прививкой, о проведённой вакцинации, об отказе от проведения прививки в соответствии с нормами действующего законодательства является врачебной тайной (ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), которая не может быть передана работодателю без согласия самого гражданина;
✅ информация о наличии или отсутствии прививки является информацией о состоянии здоровья гражданина, которая относится к специальным категориям персональных данных (ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных») и не может быть передана работодателю без письменного согласия работника;
✅ ст. 9 ч. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает:
💬 «Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами» (в данном случае – не предусмотрено);
✅ Конституция Российской Федерации в ст. 24 ч. 1 прямо устанавливает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Исключения из этого требования, в силу ст. 55 ч. 3 Конституции, допускаются только на основании федерального закона (в данном случае таких исключений нет).
❗️ Отдельно следует отметить, что работодатель не имеет право требовать или получать отказ гражданина от проведения прививки!
__________________
1️⃣ Предписания ГЛАВНЫХ САНВРАЧЕЙ регионов (и, тем более, региональных властей), требующие от РАБОТОДАТЕЛЕЙ обеспечить определенный уровень охвата их сотрудников прививками, незаконны и невыполнимы. Предъявляя их, главные санврачи выходят за пределы своих полномочий.
Эта позиция следует из целого ряда законов и подтверждена обширной судебной практикой.
❌ Право давать подобные предписания не входит в перечень полномочий главных санврачей регионов, который исчерпывающим образом (закрытый список) установлен ст. ст. 50 и 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Там такого полномочия нет.
Можно было бы подумать, что такое предписание можно дать в рамках полномочия давать предписания «о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (ст. 50 п. 2), но это не так, поскольку такое понимание вступало бы в противоречие с другими нормами федеральных законов.
❌ Организация, работающая в сфере торговли, услуг почтовой связи, бытовых услуг и т.п., не имеет права проводить профилактические прививки. Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензий на медицинскую деятельность. То есть если ваша организация не является медицинской организацией и не имеет лицензии на медицинскую деятельность (с правом проводить вакцинацию), то у нее такого права нет.
❌ Организация (работодатель) не могут обязать граждан сделать прививку, поскольку в соответствии с нормами федерального законодательства, как мы знаем, прививки проводятся только с информированного добровольного согласия гражданина.
__________________
3️⃣ Теперь про угрозы штрафов и приостановления деятельности.
Озвучивая эти беспочвенные угрозы, региональные власти ссылаются на ст. 6.3 КоАП РФ («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»), ч. 2-3 которой, действительно, предполагают штрафы для юридических лиц в размере до 500.000 – 1.000.000 рублей и административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, а также крупные штрафы для должностных лиц организаций. Ссылаются также на похожие нормы региональных законов об административных правонарушениях.
❌ Однако их нельзя законным образом применить к работодателям за невыполнение требований региональных главных санврачей об обеспечении того или иного охвата их сотрудников прививками.
Напомню, что в КоАП РФ действует презумпция невиновности. Согласно ст. 1.5 кодекса, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном указанным Кодексом, не обязано доказывать свою невиновность за исключением особо установленных случаев (не имеющих отношения к анализируемой ситуации), неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
❌ У работодателя, как мы показали ранее, отсутствует возможность выполнить требование об обеспечении вакцинации сотрудников, конкретного охвата их прививками. Более того, пытаясь такое требование выполнить, он совершил бы противоправные действия. Сами такие требования являются однозначно незаконными.
Это обстоятельство исключает виновность работодателя (в том числе руководителя организации) в административном правонарушении.
_____________________
.
Отредактировано Алла (2021-07-24 23:02:17)