источник: вконтакте: "Океан мудрости. Веды"
МИФЫ И ПРАВДА О РЕИНКАРНАЦИИ
Реинкарнация в мировых религиях
Что такое жизнь? Большинству из нас так и не удается узнать истину о жизни и смерти. Мы рождаемся в невежестве, нас воспитывают родители, которые сами, за редким исключением, приходят в замешательство, когда речь заходит о смысле жизни, и большинство людей уходит из жизни таким же образом - ничего не осмыслив. Неужели у нас нет выбора?
«Я уверен, - заявлял Сократ, - что в действительности следующая жизнь существует, что живое отторгается от мертвого и что души умерших продолжают жить». Пифагор, Томас Эдисон, Бенджамин Франклин, Альберт Эйнштейн, Генри Форд, Лев Толстой и многие другие известные личности верили, что душа после смерти тела переходит в новое тело.
Сейчас более половины мирового населения признает теорию реинкарнации, либо считает ее возможной, и число таких людей неумолимо возрастает. Люди, верящие в реинкарнацию, полагают, что мысль о перевоплощении правильна, справедлива и логична. Без нее наш мир кажется жестоким и беспорядочным, а жизнь в таком мире - бессмысленной.
Теория реинкарнации основывается на том, что жизнь - это всего лишь кадр в киноленте времени. То, что происходит с нами в этой жизни, является результатом нашей деятельности в прошлых жизнях, и в свою очередь, наши поступки определяют наши судьбы в этой и следующих жизнях. Принцип, согласно которому текущие события влияют на будущее, на санскрите называется кармой. Закон кармы гласит, что за каждым действием следует неизбежное противодействие. У этого принципа есть библейский эквивалент: «Что посеешь, то и пожнешь».
Что же человечество знает об реинкарнации? В результате исследований гипнотической памяти и других работ в области психологии были получены убедительные доказательства существования реинкарнации. Ученые не смогли найти иного разумного объяснения отдельным примерам возвращения в прошлую жизнь.
Но кроме научных исследований у человечества есть огромный багаж знаний, идущих из глубины веков. На Западе реинкарнационистские идеи восходят к VI веку до н.э., приблизительно к временам Opфея и немного позднее, Пифагора. Орфические поэты рассматривали тело как темницу для души, отбывающей свое наказание в материальном мире. В «Метаморфозах» Овидия приводится речь Пифагора, в которой он полностью поддерживает идею перевоплощения. В «Федо» идея реинкарнации четко изложена Сократом.
Идея реинкарнации находит свое отображение в каждой из пяти мировых религиозных традиций. Ниже рассмотрены эти традиции, начиная от древнейших и заканчивая наиболее современными.
ИНДУИЗМ
В Индии реинкарнация воспринимается как реальность, очевидная и для заурядного дворника, и для праведного садху (святого). «Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и в момент смерти она переходит в другое тело» («Бхагавад-гита», 2.13). Подобные упоминания буквально пронизывают «Аватара Веду», «Манусамхиту», «Упанишады», «Вишну-пурану», «Бхагава-та-пурану», «Махабхарату», «Рамаяну» и другие древнейшие тексты Индии. Семисотый стих «Бхагават-гиты» проводит следующую аналогию: «Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает новое тело, оставив старое и бесполезное». Мы покупаем одежду в соответствии со своим вкусом и средствами; новое тело мы получаем в соответствии со своими желаниями и кармой, которая и составляет наши «средства».
Судя по заключенному объему информации, Веды по праву считаются самым авторитетным и полным источником сведений относительно природы реинкарнации. Согласно ведическим писаниям, душа сразу после смерти рождается в материальном мире заново и продолжает вращаться в круговороте рождений и смертей до тех пор, пока полностью не очистит свое сознание от материалистических желаний. После этого очистившаяся душа возвращается в духовное царство - туда, откуда вышла, и где изначально пребывали все души. Там душа обретает свою естественную, изначально присущую связь с Богом. Современные традиции Восточной Индии принимают это, как нерушимую истину.
Согласно «Бхагавата-пуране», считающейся «сливками» ведического знания, цель человеческой жизни - высвободиться из круговорота рождений и смертей, пробудив в себе преданную любовь к Богу. Центральное место в этом процессе занимает воспевание святых имен Господа, а также изучение священных писаний под руководством опытного наставника.
БУДДИЗМ
Согласно ранним буддийским мыслителям преобладающая мысль человека в момент смерти формирует тот образ, который становится определяющим при рождении в новом теле. Безусловно, этот взгляд на реинкарнацию заимствован из ведического знания.
Ранний буддизм учит, что живое существо может рождаться на одном из пяти уровней бытия: среди обитателей ада, грубых (животных) созданий, духов (привидений) человеческих существ или небожителей. Как и в традиционном индуизме, этот выбор определяется желанием и кармой, и процесс продолжается, повторяясь до тех пор, пока существо либо «распадется» в момент смерти, либо достигнет уровня Будды, войдя в шуньяту, «великую пустоту». Лишь немногие самоотверженные достигают такого совершенства. Для большинства же предъявляемые требования оказываются слишком строгими, а удовольствия материального мира слишком соблазнительными. И как результат - большинство живых существ пребывает в животных формах жизни.
Проповедуя учение о перевоплощении, буддизм указывает пути совершенствования живого существа, в ходе которого оно может вырваться из бесконечной череды воплощений и погрузиться в духовную реальность.
ИУДАИЗМ
Во многих иудейских источниках можно найти упоминания об этом явлении. Ученые-иудологи допускают, что некоторые выдержки иудейской Библии трудно понять, не соотнеся их с учением о реинкарнации. Например, Соломон в «Мудрости» (8:19-20) говорит о своих прошлых заслугах, которые привели его к тому, что он родился царским сыном: «Оттого, что я был мудрым ребенком и обладал добрым разумом... Да, скорее будучи хорошим, я вошел в неоскверненное тело».
В средние века большое число уважаемых личностей, занимавших видное место в разных направлениях иудаизма, поддерживали учение о реинкарнации. Так Хайим Витал (1543-1620), итальянский раввин, подарил миру самые подробные письменные документы по реинкарнации. В частности, его труд «Сефер ХаГилгулим», что означает «Врата реинкарнации», несомненно является одним из величайших иудейских литературных памятников, когда-либо написанных на эту тему.
Другое иудейское писание, «Зогар» содержит тексты такого рода: «Души должны вернуться к Абсолюту, туда, откуда они появились. Но чтобы совершить этот путь, они должны развить в себе совершенство, зародыш которого заложен в каждом. И если они не развивают таких качеств в этой жизни, тогда они должны начать другую, третью и так далее. Они должны продолжать так до тех пор, пока они не приобретут состояние, которое позволяет им связаться снова с Богом».
ИСЛАМ
В Коране нет последовательных упоминаний о жизни после смерти и перевоплощении души, и это заставило многих усомнится в том, что пророк Магомет знал что-либо существенное по этому поводу. В стихах Корана очень часто встречаются упоминания о воскресении, которые с равной долей вероятности могут относится и к реинкарнации. Например, в сутре 20:55/57 приводятся слова Бога, обращенные к Моисею: «Мы сотворили тебя из земли, и Мы вновь обратим тебя в землю, и затем сотворим тебя». Исламские приверженцы реинкарнации приводят следующий текст Корана: «Тот худший из тех, кто прогневил Аллаха и навлек на себя его проклятье. Того Аллах обратит в обезьяну или свинью» (5:60). Живший в X веке Мансур аль-Халлай, один из наиболее известных суффийских мыслителей, памятен также своей глубоко духовной лирикой, темой которой нередко являлось переселение души: «Я сотни раз прорастал травой по берегам стремительных рек. Сотни тысяч лет я рождался и жил во всех телах, что есть на Земле».
Друзы, известные также как сирийские суффии, считали реинкарнацию основополагающим принципом своего учения. Также это учение является неотъемлемой частью культа имама, исповедуемого шиитами. В специфической форме оно бытует также среди измаилитов.
ХРИСТИАНСТВО
Согласно вероучению современного христианства, душа проживает в материальном теле одну единственную жизнь, и со смертью тела, пребывая в бездействии, ожидает приговора Страшного суда, который должен решить ее дальнейшую участь - вечное блаженство в Царстве Бога или вечные муки в аду, в соответствии с тем, насколько праведна или греховна была душа во время пребывания в ее единственном и, в буквальном смысле этого слова, неповторимом теле.
Современные христиане отвергают доктрину реинкарнации потому, что не находят в Библии ее подтверждения. Утверждая, что в Библии ничего не говорится о переселении душ, они рассматривают реинкарнацию как нечто привносимое в библейскую традицию извне. Но, несмотря на это, идея о перевоплощении души ничуть не противоречит учению Христа.
В современных научных кругах на первый план выдвигается версия, согласно которой христианство признавало доктрину реинкарнации с самого момента своего рождения. Но церковные власти, опасаясь того, что верующие будут откладывать выполнение религиозного долга на следующую жизнь, решили, что перевоплощение души - неприемлемое для христианского учения воззрение.
Несмотря на это отражение идеи реинкарнации можно проследить непосредственно в текстах Библии. В последних строках Ветхого Завета пророк Малахия предрекал то, что должно было случиться непосредственно перед пришествием Иисуса Христа: «Я пошлю к вам Илию-пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного». Далее, в Новом Завете, есть подтверждение этому предсказанию: «И спросили Его ученики: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все, но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил об Иоанне Крестителе» (Мф.17:10-13).
Так, царь Ирод, когда до него дошла молва об Иисусе, воскликнул: «Это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им» (Мф. 14:1-2). Об Иакове и Исаве говорится: «Господь одного возлюбил, а второго возненавидел еще до их рождения» (Рим, 9:13-15). Откуда подобное отношение к этим людям, если не из их прежних жизней, когда один был праведником, а другой грешником? Еще один пример относится к Иисусу: «В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес» (Лк. 9:18-19). То, что Иисус с учениками говорят здесь именно о перевоплощении, настолько очевидно, что об их вере в это явление не остается никаких сомнений.
Другой эпизод, о котором упоминается в Евангелиях, также является косвенным подтверждением идеи о перевоплощении. Когда Христос и его ученики повстречали человека, слепого от рождения, ученики спросили: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин 9:2). Сам вопрос подразумевает веру в то, что этот человек мог нагрешить еще до этой жизни. Ответ Христа ученикам подразумевает, что причиной недуга слепца были вовсе не грехи, совершенные им или его родителями. Он был рожден слепым для того, чтобы Иисус мог исцелить его и тем самым умножить славу Господа. Но ответ, данный Иисусом, не объясняет причину того, что многие другие люди рождаются уже с врожденными физическими и психическими недостатками, от которых они страдают. Важным же постулатом учения Христа является понимание справедливости и милосердия Творца. И если эти люди не заслужили наказания в предыдущих жизнях, то за что они так сурово наказаны в этой?
В комментарии к истории Иакова и Исава Павел говорит, что Господь возлюбил одного и возненавидел другого прежде, чем они родились.
В послании к галатянам святой Павел говорит: «Что посеет человек, то и пожнет» (6:7). Далее объясняется: «Сеющий плоть свою от плоти пожнет». То есть последствия придут на грешника в физическом теле. Одной человеческой жизни явно недостаточно, чтобы сжать все посеянное, поэтому вполне логично, что придется таки родиться снова. В Книге Откровения есть следующие слова: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен, кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убитым мечом» (13:10). Если толковать эти слова буквально, мы непременно придем к идее кармы и реинкарнации.
Многие родоначальники христианской церкви, такие как Климент Александрийский (150-220 гг.н.э.), Юстиниан Мученик (100-165 гг.), святой Григорий Нисский (257-332 гг.), святой Иероним (340-420 гг.), неоднократно выступали в поддержку идеи реинкарнации. Сам Блаженный Августин (354-430гг.), выдающийся христианский богослов и философ, разделял идеи неоплатонизма и размышлял о закреплении доктрины реинкарнации в христианском вероучении. В своей «Исповеди» он записал: «Был ли у меня некий период жизни, предшествовавший младенчеству? Был ли это тот период, что я провел в лоне матери, или какой-то иной? … А что было до этой жизни, о Господь моей радости, прибывал ли я где-либо или в каком-либо теле?».
Наиболее откровенно по поводу реинкарнации высказался Ориген (185-254 гг.), которого «Британская энциклопедия» среди отцов церкви ставит на второе место по значимости после Августина Блаженного. Вот некоторые из высказываний Оригена: «Некоторые души, склонные творить зло, попадают в человеческие тела, но затем, прожив отмеренный человеку срок, перемещаются в тела животных, а потом опускаются до растительного существования. Следуя обратным путем, они возвышаются и вновь обретают Царствие Небесное». «..несомненно, физические тела имеют второстепенное значение; они совершенствуются лишь по мере того, как меняются мыслительные существа». Учение о реинкарнации представлялось Оригену столь убедительным, что он не смог скрыть своего раздражения по поводу веры ортодоксов в Судный день и последующее воскресение из мертвых. «Как можно восстановить мертвые тела, каждая частица коих перешла во множество иных тел?» - вопрошал Ориген. Вот так люди погружаются в трясину несуразиц и хватаются за благочестивое утверждение о том, что для Бога нет невозможного».
Хотя воззрения Оригена и разделялись приверженцами христианства, но в вероучении христианской церкви не утвердились. На Западе эта доктрина сохранилась лишь в учениях некоторых христианских ответвлений, а также групп людей, продолживших традицию древних мистических школ.
После смерти Оригена, на учение о реинкарнации начались гонения со стороны церковных властей (середина VI столетия). Вместе с отказом канонизировать Оригена церковь выборочно отвергла его учение. И причины тому были, как ни странно, скорее политические, нежели теологические. Во времена византийского императора Юстиниана (VI век н.э.) среди христиан преобладали оригиенисты, гностики и представители других христианских направлений, признававших реинкарнацию. Честолюбивые устремления Юстиниана, подсказывали ему вредность этой веры, укоренившейся среди его подданных. Если люди уверены в том, что у них есть в запасе еще много жизней, в течение которых они смогут развиваться и исправлять ошибки, то станут ли они проявлять должное рвение, как того хотелось императору, в своей теперешней жизни?
Ответ напрашивался отрицательный, и Юстиниан решил использовать христианскую веру в качестве политического орудия. Он рассудил: если людям внушить, что в их распоряжении имеется всего только одна жизнь, это повысит их ответственность в исполнении долга перед императором и государством. С помощью священства император пожелал «даровать» своим подданным одну-единственную жизнь, после которой те, кто зарекомендовал себя хорошо, отправились бы в рай, кто плохо в ад. Так, манипулируя религиозными убеждениями, Юстиниан стремился укрепить могущество своей мирской власти.