HELEN CHANNEL - международный форум-рупор об исследованиях прошлых воплощений, а также о жизни в текущем воплощении

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Родом из детства

Сообщений 341 страница 351 из 351

341

Если родители не дали повзрослеть

Около трети всех клиентских запросов - про отношения с родителями. Набираясь смелости взглянуть на драму своей жизни, решаясь увидеть неприятную правду о себе в родительской семье - человек неожиданно обретает силу. Силу выдержать эту правду, согласиться со своей драмой и принять ее как часть своей истории. И перестать требовать недополученной любви и заботы или компенсации за пережитые страдания. Это процесс отделения.

Начинается, обычно с таких тем:

— После маминого звонка я полдня хожу в унынии, перевариваю.
— Почему как только мне становится лучше, ей тут же надо опустить меня?
— Уехал бы давно, но как оставить родителей? Они совсем несамостоятельные.
— Стоит маме сказать "А как же я?", сразу накрывает чувство вины, и мне легче отказаться от планов.
— У меня не было отца. То есть он был, но ничего не делал для нас.

Так говорят люди, не отделившиеся от родителей.

Что значит "не отделился"?

1. Не стал автономным (даже если давно живёт отдельно и редко с ними общается).

2. Не принял ответственность за своё состояние, свои достижения, события своей жизни (даже если научился руководить и управлять, приобрёл имущество или получил статус).

3. Уверен и чувствует, что папа или мама до сих пор являются помехой в его целях и мечтах (даже если они уже умерли или о них ничего не известно).

Когда-то на лекции Марка Ярхауза по семейной терапии записала фразу: "Отделение от родителей или партнёра - это способность индивида совершать автономно прямые (не манипулятивные) самостоятельные выборы, оставаясь в эмоциональной связи с системой значимых отношений".

Вот оно! Автономно и оставаясь в эмоциональной связи.

Отделение от родителей - это не разъехаться с ними и стать экономически независимым (большинство с этим более-менее справляются). Это стать независимым эмоционально.

Перестать доказывать, упиваться деланием наоборот, раздражаться, обижаться на родителей, бояться их оценки и их действий, ждать или требовать помощи и принимать её как должное, а не как бонус или результат договора двух взрослых людей, избегать их, игнорировать, опекать, вмешиваться в их жизнь, решать их проблемы, откладывать из-за них мечты и планы, видеть в них причину своей неудавшейся жизни.

Речь не идёт о разовых или экстренных ситуациях. В критический момент нормально бросить все и броситься на помощь. Но если это длится годы, вам 30, 40, а вы до сих пор не живете там, где хочется, и так, как мечтали, из-за родителей (которых, может, уже и нет в живых), то вы ещё не отделились.

Помню, как системный терапевт Марианна Франке-Грикш сказала на одном семинаре:

- Тебе уже 30, хватит требовать у мамы! Тебе хватило!

Затем добавила:

-"Мама-мама-мама! Сколько ты хочешь продолжать так жить? Как ты думаешь, кто такая мать? Она что, святая, которая должна выполнить все твои детские ожидания? Или она человек с человеческими возможностями и недостатками?"

"С человеческими возможностями и недостатками" означает, что родители - просто люди, хорошие и плохие одновременно, как все люди на земле.

Что они не всемогущие боги, какими были для нас в младенчестве. Не источник всех благ и удовольствий, каким были для нас в раннем детстве. Не кто-то, перед кем надо оправдываться, ждать разрешения, одобрения и стараться не огорчать, как это было в младшей школе. Не глупые и ограниченные существа, давящие и не дающие жить, какими они (возможно) воспринимались в подростковом возрасте. Они такие, какие есть. Какими их сделала жизнь и они себя сами. Они могут быть неблагородными, равнодушными, неинтересующимися, эгоистичными. Они могут решать свои проблемы за ваш счёт. И да, они могут вас не любить.

Стать автономным, значит признать это. Согласиться, что вас могли не любить, что вами могли пользоваться, могли отыгрывать на вас свои травмы и вовлекать вас в свои деструктивные процессы.

Что родители вели себя с вами, как умели, и перестать требовать свою "дань за 12 лет".

Увидеть не идеальный (и, собственно, недостижимый!), а реальный образ родителей, согласиться с ним и начать самому добывать себе все "недоданное". Это и означает отделиться.

Согласиться с тем, что родители чего-то не умели. Может быть- готовить. Может быть - петь. Может - любить. Может - заботиться. Может - себя контролировать. Может - общаться. Может -поддерживать порядок. Может - радоваться. Может - справляться с трудностями.

Они могли не уметь чего-то или много чего. Отделиться, значит признать это и перестать требовать и желать получить. Если ваша мама не умеет готовить - будете ли вы ждать от неё кулинарных изысков? Нет, скорее всего, даже если очень любите покушать. Вы станете завсегдатаем любимых кафешек/ресторанов или закончите кулинарную школу.

Тогда почему вы требуете любви к себе от папы, который не умеет любить?

Или тепла от мамы, которая не умеет чувствовать? Требовать, ждать, обижаться, не получая, злиться, хотеть доказать или отомстить - признаки того, что вы ещё не отделились.

Стать автономным, означает также признать автономию родителей, отказавшись от детского высокомерия, которое говорит нам, что без нас мама/папа не справится. Или от страха, который заставляет служить родителям, чтобы не быть плохой дочерью или сыном.

Стать автономным, значит, согласиться с тем, что родители могут жить не так, как нам нравится: не заботиться о здоровье, вести себя некрасиво, ссориться между собой, говорить то, что мы не желаем слушать, хотеть от нас того, чего мы не хотим давать.

Согласиться с этим по-настоящему можно, лишь проявив уважение. Глубокое уважение к их выбору как им жить. Тогда мы отделяемся.

Если вы говорите себе "да я уважаю их способ жить!", а сами чувствуете стыд, раздражение, желание исправить, или вину, стремление угодить и "отдать долг", или доказываете, защищаетесь, спорите, протестуете - вы не уважаете и вы не отделились. Уважение - это полное согласие со всем, что делают родители, без эмоций и желания спасать, убегать, мстить или исправлять.

Если вам кажется, что родители без вас не справятся, пропадут - у вас нет уважения. И вы путаете опеку и заботу. Забота - это понимание потребностей и помощь (не в ущерб себе и другим) в их удовлетворении. Опека - это назначение человека недееспособным и делание за него того, что он может и должен делать сам.

В заботе есть уважение, в опеке его нет.

Опекая, вы возвышаетесь над родителями, чувствуете свою силу и власть. Заботясь, вы взаимодействуете, занимая своё комфортное место рядом с мамой или папой. Когда вы заботитесь - вам комфортно. Если некомфортно - значит, вы опекаете или служите. Опека и служба говорят, что вы ещё не отделились.

"Если ребенок думает: "Я нужен/а маме, без меня мама не сможет" - это ребенок на службе. Дети часто верят, что они могут и должны спасти свою мать или отца, как бы сделать их судьбу меньше, чем она есть на самом деле.
У судьбы есть достоинство. Чтобы перестать вмешиваться в жизнь родителей и спасать их, нужно отойти на расстояние и увидеть их судьбу. Потом с уважением принять их судьбы.
Это называется повзрослеть"
(с) Марианна Франке-Грикш, март 2016.

Ещё немного о чувстве вины:

Так уж устроено в этом мире, что родители дают (дарят) детям жизнь. Дети не возвращают полученное родителям, а отдают "долг" своим детям.

В отношениях с родителями дети никогда не могут достичь равенства. Что равноценного может дать ребёнок родителям за полученную жизнь? Свою жизнь? Им это не нужно. Поэтому ничего. Он даст жизнь своим детям. Или своим "духовным детям" - идеям, проектам, свершениям. Это способствует его отделению от родительской семьи, когда он становится взрослым.
Вина у детей возникает, когда они взрослеют (не могут отдать долг). Эта вина - нормальный этап взросления. Её мы просто проживаем, понимая, что это отделение от родителей.

Полное отделение от родителей невозможно без полного сближения. Сначала нужно сблизиться. Прийти к родителям, если вы дистанцировались или игнорируете/избегаете их. Хорошенько повоевать, если злитесь. Заявить о границах, если боитесь и позволяете вмешиваться в вашу жизнь. Потом посмотреть на них взрослыми глазами - как на людей, в чем-то плохих и в чем-то хороших. Принять, что другими они не будут. Услышать в себе уважение к их способу жить. Согласиться, что вам уже все дали и больше не дадут.

Затем поверить, что вы сами теперь единственный человек, который может дать вам все, что вам хочется получить. Это и есть взросление.

Ксения Виттенберг

0

342

"Мама, я тебя спасу"🛟
Родом из детства

Когда в семье есть конфликты между родителями, дети часто становятся их невольными участниками. Они не могут просто наблюдать, как мама грустит или страдает. В их детской голове появляется мысль: "Я должен/должна помочь маме!"

Сын может занять позицию "защитника", пытаясь встать между мамой и папой, даже если ему страшно. Дочка же часто берёт на себя роль "утешительницы", стараясь быть для мамы поддержкой, её маленькой "подругой" или даже опорой.

Но такие роли крадут у ребёнка его детство. Вместо игр и беззаботности он живёт тревогой, чувством вины и желанием исправить то, что не под силу даже взрослым.

Важно понимать: ребёнок не ⛔должен спасать родителей!
Это ответственность взрослых. Когда мама честно берёт на себя свои эмоции и проблемы, она освобождает ребёнка от непосильного груза, давая ему возможность быть просто ребёнком.
⠀Л. Рахмани

Отредактировано Ирина (2024-12-12 06:10:59)

0

343

Хаим Джинотт. Не спешите отрабатывать свои автоматические реакции.
Oдна американская мама первый раз привела своего пятилетнего сынишку в американский детский сад. Сынишка увидел развешенные кругом детские рисунки и требовательно осведомился:
— Кто здесь нарисовал эти гадкие картинки?
Мама — простая душа, не обученная искусству говорить — мгновенно отреагировала единственным доступным ей образом. Она смутилась и принялась торопливо вразумлять сына:
— Что ты! Это же такие красивые рисунки! Нельзя их называть гадкими!
Однако американская воспитательница, прошедшая специальный курс подготовки, мило улыбнулась и сказала:
— У нас необязательно рисовать только красивые картинки, можно рисовать и гадкие, если хочется.
Маленький мальчик просиял. Он получил ответ на вопрос, который интересовал его на самом деле: будут ли его здесь ругать за то, что он не умеет рисовать.
Продолжая осваиваться в новой обстановке, он поднял с пола сломанную пожарную машину и спросил:
— Кто сломал эту машину?
— Ну какая тебе разница! — вставила мама, спеша отработать свои автоматические реакции. — Всё равно ты здесь никого не знаешь!
Грамотная воспитательница снова выправила положение:
— Игрушки для того и делают, чтобы ими играть. Иногда они ломаются. Бывает…
После этого мальчик заявил, что он с удовольствием здесь останется и мама может спокойно уходить по своим делам.
***
Хаим Джинотт.
Дети и мы.

0

344

О ДЕТСТВЕ И ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ПРАКТИКАХ
👧🌲🎉🎁
Думаешь, что никогда не медитировал и даже уверен в этом? Прочитайте, а вдруг...

1. Когда ты в детстве кружишься от радости, ты знаешь, что это эзотерическая практика? Так кружатся дервиши в суфизме (эзотерический ислам).

2. Когда ты в детстве, с замиранием сердца созерцал красоту, забыв думать, замерев, обратившись в зрение... Ты знаешь, что это практика дзен, практика остановки внутреннего диалога?

3. Когда ты в детстве мир считал чудесным, магическим и даже чувствовал это... Ты знаешь, что многие практики духовные направлены на очищение восприятия и восприятие мира как магического места?

4. Ты знаешь, что надавливание на глаза и смотрение "мультиков" - это духовная практика Тогал в тибетском буддизме, в Дзогчене?

5. Ты знаешь что детское дуракаваляние и кривляние, и радость при этом, есть практика юродствования в христианстве, сталкинга в Кастанеде и безумной мудрости в буддизме?

6. Ты знаешь, что безусловная любовь, которую ты в детстве испытывал к родителям и ко всем, есть то же самое, что всеприятие, которое испытывают святые?

7. Ты знаешь что ощущение праздника и чудес, например в новогоднюю ночь - это ощущение Святого Духа?
Ощущать Святой Дух - это ощущать Дух Праздника.
🌞

Elena Marshalek

0

345

Когда мама становится главной женщиной в жизни сына

“Жен может быть много, а мама одна” звучит для многих привычно. Она кажется невинной, а для кого-то даже трогательной. Но если вдуматься, какой смысл она несёт, становится ясно: это установка, способная разрушить будущее целого поколения.

Такие матери, пусть даже неосознанно, транслируют своим детям опасную мысль: семья — это временно, а мама — навсегда. Они показывают, что отношения с женой ненадёжны, что любовь к супруге может быть мимолётной, а вот любовь к матери — неизменна и вечна.

Что происходит с мужчиной, который усваивает эту идею?

Он растёт с убеждением, что его партнёрша в любом случае предаст или оставит его. Даже в самые счастливые моменты совместной жизни в глубине души он может чувствовать, что всё это временно. Естественно, эта установка сказывается на отношениях: женщине сложно оставаться в союзе, где её воспринимают как заменяемую или ненадёжную.

А мама? Она становится центром вселенной своего сына. Она вмешивается в его жизнь, даёт непрошеные советы, контролирует его выборы и, в конечном счёте, разрушает его семью. Всё ради того, чтобы чувствовать себя важной, нужной, незаменимой.

Такие матери не просто рушат семьи своих детей. Они закладывают в них сценарий, при котором их род может закончиться. Ведь, по сути, жена — это та, кто дарит продолжение жизни, это мать ваших детей, партнёр, который строит с вами общее будущее. Но если ваш взгляд на неё искажён материнскими установками, это будущее становится невозможным.

Любить и заботиться о маме — естественно. Но есть чёткая граница: мать не должна становиться главной женщиной в жизни взрослого мужчины. Семья строится на уважении, поддержке и доверии между партнёрами. А вмешательство матери — даже из лучших побуждений — разрушает эти основы.

Если вы замечаете, что в ваших отношениях что-то идёт не так, задумайтесь: какие установки из детства продолжают управлять вашей жизнью? Возможно, пришло время пересмотреть их, осознать, откуда они пришли, и освободиться от их влияния.

Путь к счастливым и зрелым отношениям начинается с того, чтобы признать эту проблему и захотеть её решить. Не бойтесь пересматривать свои убеждения и восстанавливать границы. Ведь именно от этого зависит ваше счастье, гармония в семье и будущее ваших детей.

Инет
Автор?

0

346

Когда ничего не хочется – опасный признак.

Когда мой муж был маленьким мальчиком, он заболел. Ничего у него не болело, он ни на что не жаловался, - он был послушный и добрый мальчик. И дети не знают слов: "что-то я плоховато чувствую себя, какая-то слабость и упадок сил!", - они знают только "болит", "тошнит", - совершенно конкретные вещи.

"Ничего не хочется" - опасный симптом.
А мальчик просто хирел и слабел, вялый сидел на диване с книжками или тихонько катал машинку. И все время хотел спать. Но утром надо было идти в садик, потом из садика идти домой... Он и шел за ручку с мамой послушно. И ни на что не жаловался. И медсестра в садике тоже говорила, что все нормально. Просто тихий ребенок такой.

Знаете, как мама поняла, что мальчик серьезно болен? Она простая женщина, круглая сирота из деревни, в пятнадцать лет убежала с лесоповала в город после войны. И закончила всего четыре класса, - ее отправили работать в колхозе, такие времена были. Она не доктор. И не психолог. Но она поняла, что ее сынок в беде, когда привела маленького Эдика на рынок. На большой Центральный рынок, - там тогда продавали южные фрукты и разные вкусные вещи, которых не было в магазинах.

И вот мама привела мальчика на рынок, вот что она сделала, чтобы его порадовать. Хотя она была бедная. На прилавках лежали гроздья винограда, румяные яблоки, желтые медовые груши, чернослив синеватый, блестящий, золотистая курага и изюм... Это у нас, на Урале, было просто восхитительно видеть, особенно зимой.

И мама спросила: "что ты хочешь, сынок? Я тебе куплю все, что тебе хочется. Ты только пальчиком покажи, что тебе купить? Я получку получила и у меня есть деньги, много. Что ты хочешь? Может, винограду?". А мальчик поднял худенькое личико с тенями под глазами и тихо, виновато так ответил: "Я, мама, ничего не хочу. Спасибо!".

Вот тут мама и поняла, насколько плохо дело. И робкая, стеснительная мама набралась решимости и повела своего мальчика по всем врачам, пока не нашли причину. Действительно, развивалось опасное заболевание, которое удалось остановить и вылечить в самом начале. Ничего не болело, температуры не было, горло не красное, насморка нет...

А болезнь уже потихоньку так убивала ребенка, бессимптомно почти и незаметно. Хорошо, что мама его спасла. Вот так узнала о болезни. И все закончилось хорошо, стали лечить и вылечили. И летом мальчик уже с аппетитом кушал наши уральские яблочки, маленькие и твердые, но очень полезные!

Вот так проявляется иногда "болезнь к смерти". Ничего не болит. Нет ни жара, ни ломоты в костях, ни головокружения. Только нет сил и ничего не хочется. Даже когда жизнь выложит на прилавок все самое лучшее, заманчивое, аппетитное, человек тихо поблагодарит и скажет: "Спасибо. Я почему-то ничего не хочу!". Ни любви не хочу, ни повышения по работе, ни моря, ни круиза, ни новой машины. Спасибо, но мне ничего не хочется.

Только никто не спросит у взрослого человека, чего ему хочется. Никому обычно до этого нет дела, честно говоря. А сам слабеющий считает свое состояние нормальным, ведь ничего не болит. И ничего особо не мучает, потому что ничего не хочется. Хочется спать, но и спать не всегда может человек. И нет рядом любящей мамы, которая отведет к хорошему доктору.

Что вам хочется? Что бы вы взяли с прилавка жизни, если бы вам это купили? И насколько сильно вам этого хочется? Спросите себя, если больше некому вас об этом спросить.

Впрочем, вот, я спрашиваю. А вы ответьте честно. Если хочется, значит, все неплохо. А если нет - проверьте свое здоровье. И загляните в свою душу - что вас мучает и тяготит? Это знаете только вы и тот, кто вас любит.

А.В.Кирьянова

Вселенная Мудрости

0

347

Родом из детства

✏ Не спрашивайте маленького ребенка, что он нарисовал

Он, может, вообще не рисовал что-то конкретное. Ребенок рисовал свое настроение, свои эмоции. Но объяснить он вам этого не сможет.
Двух-трехлетние дети, когда берут в руки кисти, не заморачиваются над композицией и сюжетом. Спонтанное, аутентичное рисование. Цвет — какой приглянулся.

Линия — куда рука повела. Они не просто рисуют изображение — они проживают процесс, гармонизируют свое внутреннее состояние.
Например, мальчик Рома в период адаптации к садику каждое утро молча закрашивал несколько листов черной гуашью. И только после этого в его рисунках появлялись другие цвета, на лице — живые эмоции, а в поведении – желание общаться.

Эту способность к самокоррекции можно нарушить, если ребенка каждый раз спрашивать: «И что же ты нарисовал?» Ребенок задумается… Ребенок решит, что рисовать надо обязательно что-то. И будет рисовать стандартные домики с крышей-треугольником (и где только современные дети видят такие крыши?), елочки из трех треугольников, солнышки с лучами – все как у всех на рисунках — и ничего общего с творчеством и самовыражением.

☀ Не спрашивайте у малыша, что он нарисовал. Он сам расскажет, когда на рисунке будет конкретный образ. Если очень хочется, можете осторожно высказать предположение: «А вот это мне кажется похожим на слона».

Не оценивайте результат. Любуйтесь процессом 😍
(Анна Быкова, психолог, автор книги «Ленивая мама»)

0

348

НАРУШЕНИЯ ИЕРАРХИИ В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЕ: ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ

Иерархия – один из параметров семейной системы, призванный устанавливать порядок, определять принадлежность, авторитет, власть в семье и степень влияния одного члена семьи на других.

Одно из положений иерархии заключается в том, что в семье родители несут ответственность за детей и имеют всю власть в нуклеарной семье. В своей статье я хочу рассмотреть некоторые варианты отклонений от этой нормы и их последствия.

Триангуляция

Триангуляция - эмоциональный процесс между двумя людьми, который имеет тенденцию вовлекать в отношения третьего. В нарушенной семье, где внутренние границы размыты, родители могут иногда делать детей своими эмоциональными партнерами. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье равен родительскому.

Пример: «Дочь-подружка». Мама общается с дочерью на равных, как партнеры, как подруги, что приводит к психологическому дискомфорту у ребенка, к смешению ролей, к ослаблению силы ребенка. В норме сила ребенка должна направляться в социум, использоваться для общения со сверстниками, друзьями и сиблингами (братьями, сестрами). В случае, когда мама начинает делиться с дочкой тем, какие у неё плохие отношения с папой, как они конфликтуют, делится своими подозрениями относительно измен отца, в душе у ребенка начинает происходить сумятица. Когда мама становится дочери подругой, в глазах дочери это снижает ее авторитет и, как следствие, дочь непроизвольно эмоционально присоединяется к отцу. Ребенок не хочет слышать подобных вещей, ему тяжело слушать негативные вещи про одного из родителей. В результате дочь старается дистанцироваться от матери. То же происходит и в случае излишне доверительных, товарищеских отношениях одного из родителей с сыном.

Чего не должны знать про вас дети

Затрагивая тему избыточной откровенности в общении с детьми, следует сразу обозначить, чего в норме не должны знать дети. Дети не должны знать про личные интимные подробности и тайны родителей. В первую очередь это касается сексуальных отношений. Метафорически это звучит так: «дверь супружеской спальни для детей должна быть плотно заперта». Да, дети знают, что дверь эта есть, и на этом – всё.

Так же дети не должны знать о добрачных романах, отношениях, влюбленностях родителей. Рассказывая о своих добрачных отношениях детям, мать забирает силу отца и настраивает детей против себя. То же касается отца, дети не должны знать о его добрачных отношениях. Если имел место брак и дети спросили об этом, имеет смысл сообщить только факт брака и это не должно глубоко фиксироваться, дабы не вызвать тревогу у детей и их сомнения в устойчивости союза родителей.

Теперь вернемся к нарушениям иерархии в семейной системе.

Парентификация

Термин парентификация произошел от английского слова «parents» - родители. В буквальном смысле это означает, что дети функционально становятся родителями собственным родителям. Это вариант перевернутой иерархии часто возникает в случае алкоголизма, или наркомании одного или обоих родителей.

Пример: Если отец химически зависимый и в семье есть сын, то он часто замещает созависимой матери отца. Отец и мать в такой семье зачастую, инфантильные, поэтому ребенок вынужден стать единственным взрослым и нести ответственность за семью, ее существование и гомеостаз. Он принимает решения, он отвечает за границы семьи, делая их жесткими. Жесткие границы в этом случае выглядят примерно так: никто не должен узнать, что отец зависимый, поэтому никого нельзя звать в дом, ни с кем нельзя делиться происходящим в семье. У такого ребенка, как правило, нет друзей, он ведет замкнутую «взрослую» жизнь. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье выше родительского

Другой пример парентификации: в случае ранней смерти матери, дочь функционально заменяет ее и, как следствие, перестает быть дочерью. Она выполняет много домашних женских дел с раннего возраста, ухаживая за отцом и поддерживая его. Так и не познакомившись полноценно с ролью дочки, вырастая, она чаще всего становится функциональной мамой своему мужу.

Нарушение иерархии в сиблинговой подсистеме

Нарушение иерархии в сиблинговой (детской) подсистеме. Происходит, как следствие парентификации, когда старший ребенок берет на себя ответственность за родительскую подсистему, он так же берет ответственность и за детскую подсистему (младших детей). Или другой вариант: когда только в детской подсистеме нет иерархии, нет ведущего и ведомого, старшие и младшие дети на равных. Происходит это, когда один родитель жестко, авторитарно влияет на детей, объединяясь в коалицию с детской подсистемой и ослабляя тем самым другого родителя.

Пример: Папа, который проводит много времени со своими сыновьями разного возраста (спорт, шахматы, рыбалка), не дифференцируя их на старший-младший, а мама при этом находится вне их занятий. В таком случае, мама, ощущая себя ослабленной, испытывает раздражение на коалицию отец-сыновья и ищет, с кем создать свою коалицию, например, со своими родителями или психотерапевтом.

Стоит отметить, что наряду с дисфункциональными коалициями, объединяющими родителя и ребенка, есть и здоровые варианты – это коалиции «по горизонтали», к ним относятся внутрисемейные коалиции между супругами и между сиблингами.

Уважаемые Родители, когда вы «дружите» со своими детьми, когда вы жалуетесь им на свою взрослую жизнь, когда демонстрируете свою неспособность справиться со своими потерями и поражениями; когда латаете детской душой бреши своего одиночества, когда вынуждаете ребенка покрывать ваши болезненные пристрастия; когда ведомые своим эгоизмом, пеняете на неблагодарность своего чада и требуете мзду за «бессонные ночи» в виде внимания или сочувствия, - знайте, что тем самым вы лишаете своего ребенка не только родителя, коим вы, нарушая иерархию, быть не в состоянии. Вы лишаете ребенка его Жизни, потому что пока ребенок обслуживает ваши взрослые нужды и потребности, он не проживает свою детскую (или уже взрослую) жизнь. Знайте об этом.

Мария Мухина

0

349

Удобным детям очень неудобно жить

- Вызывали? – мама садится напротив Марьиванны и внимательно смотрит.

- Да, конечно! Вы мама Вани? У меня к Вам серьезный разговор!

- Я Вас внимательно слушаю, - мама приветливо улыбается и смотрит на учительницу в сером вязаном свитере, явно не новом, но до скрипа аккуратном.

- Вы понимаете, даже не знаю, как бы вам это сказать. Ваня в школе продавал другим детям прыгуны! Учителя видели и мне сказали! Я вызвала Машу – она говорит, что действительно покупала прыгун! И другие дети тоже, – Марьиванна делает театральную паузу и выжидающе смотрит на маму.

Мама, продолжая приветливо улыбаться, слегка приподнимает правую бровь:

- И?

- В смысле – и? – Марьиванна явно ждала другой реакции на свои слова.

- Ну – и что? Продавал прыгуны. Это мячики такие прыгающие, да? Я поняла. А вызывали-то Вы меня зачем?

- Ну как же. Так поэтому и вызывала. В школе, на переменах…

- То есть не на уроках?

- эээ… - учительница явно сбита с толку вопросом. – Нет. Но при чем тут это. Он! В школе! Продавал! Игрушки!

Мама поднимает вторую бровь:

- Он плохо себя вел? На него жаловались учителя? Он получил двойку? Подрался с кем-то? Что-то украл? В конце концов – обманул своего покупателя и не предоставил купленного прыгуна?

Марьиванна на несколько секунд замирает с открытым ртом, прежде чем продолжить:

- Нет, но…

- То есть он в свободное время на перемене проявлял свою самостоятельность и реализовывал свой маленький бизнес план, не в ущерб учебе или поведению?

- Вы серьезно?

- Вполне. Я пытаюсь выяснить причину, по которой я сегодня отпросилась с работы, чтобы приехать к Вам.

- Но я же сказала! – Марьиванна явно начинает нервничать.

- Я прошу прощения. Наверное, я невнимательно читала правила поведения в школе. Но абсолютно не могу вспомнить, чтобы там было хоть что-то про запрет продажи прыгунов на перемене.

- Как же Вы не понимаете, - начинает кипятиться учительница. – В школе нельзя ничего продавать!

- Правда? У вас в столовой булочки раздают бесплатно?

- Причем здесь булочки?

- Ну Вы же сказали, что ничего продавать в школе нельзя. Но я зачем-то даю ребенку еженедельно деньги на булочки.

- Так. Вы что серьезно? Он продавал в школе другим школьникам игрушки! Это школа, а не рынок! – начинает кипятиться Марьиванна.

- Я конечно извиняюсь, но что Вы конкретно хотите от меня? Если в Ваших правилах прописано, что этого делать нельзя – просто покажите эти правила Ване. Он очень трепетно относится к нарушению законов.

- А Вы не хотите как-то на него повлиять?

- Повлиять? – мама на пару секунд задумывается. – Пожалуй, да. Он разработал собственный маленький бизнес план, определил запросы потенциальных покупателей, где-то нашел место закупки, просчитал возможную прибыль. И все это без моей помощи. Абсолютно самостоятельно. Да, я думаю стоит его поощрить. Как думаете – похода в аквапарк на выходных хватит? Да, и, пожалуйста, давайте в следующий раз подобные вопросы решать по телефону. У меня работа, а время – деньги.

Перед Вами типичное столкновение двух реальностей – школьной и взрослой, современной и постсоветской, послушной и самостоятельной, привычной и креативной. Почему-то многие родители хотят невозможного, чтобы их ребенок до 18 лет был исключительно послушным, инертным, тихим (и желательно немым) отличником, а потом вдруг резко превратился в успешного, уверенного в себе и преуспевающего бизнесмена.

И очень удивляются – вот и в институт «поступили» деточку, и с жильем помогли, и на работу устроили – а ничего не меняется. Тянет сынок офисным планктоном день до вечера, пьет пиво по пятницам и все выходные сидит за компьютером. Еще и деньги у родителей просит. А самому уже двадцать пятый годок пошел… Что ж мы не так сделали то? Ведь все для него, родимого.

И редко помнят, что когда сын в пятом классе хотел на карате – его не пустили (Травмоопасно). В седьмом не дали заниматься брейком (Вообще блажь!). В восьмом отправили силком на авиамоделирование (Какая еще литература? Что за занятия для пацана?). В девятом перевели в английский лицей (Подумаешь друзья! Новых заведет!). А одиннадцатом запретили встречаться с первокурсницей (У него таких Кать еще вагон будет). Не дали поступить на журналистику (куда-куда?). Отправили на платное в экономический (Ну и что, что с математикой плохо! Научится!). Устроили на работу к дяде Коле на фирму (Где ж он сам то сейчас работу найдет… время такое…).

Да, еще страшно удивляются. Вон у соседки сын – в детстве просто напастью был! Вечно с разбитыми коленками ходил. В школе каждый год секции менял, не сиделось ему нигде. Пошел учиться на политолога. Бросил через год. Потом работал где-то с восемнадцати лет. В двадцать только на заочный пошел. А сейчас – своя фирма, машина, жена красавица, скоро детки будут. С женой вон вместе велосипедами увлекаются, каждые выходные куда-то ездят, соседка фотографии показывала. Как же так?

Ситуации, конечно, описаны утрированные. Но общая тенденция такая. Если ребенку не давать проявлять инициативу в три года и запрещать все подряд в десять, то в двадцать он не станет вдруг самостоятельным и уверенным в себе. Он будет очень «удобным» для родителей, не будет рвать одежду, разбивать коленки и спорить с учителями, отстаивая свое мнение.

Он будет послушным и исключительно правильным. Только родителям стоит задуматься – какого ребенка они хотят вырастить? Удобного в детстве или успешного в жизни? Когда ребенок мечется от увлечения к увлечению, ища себя, ах какое искушение – шикнуть и заставить дальше ходить в ненавистную музыкальную школу. Только потом можно на выходе получить человека, не просто не имеющего своего интереса, а еще и люто ненавидящего музыку в принципе.

Ребенок – такой же человек, просто маленький. Он должен иметь право голоса и нести ответственность за свои решения. Только так он сможет вырасти ответственным взрослым, а не инфантильным маменькиным сынком. Если принимать все решения за него, не советуясь, можно здорово облегчить жизнь себе сейчас и также усложнить в будущем. Причем как себе, так и ребенку.

И отдельная тема – родительской поддержки. Не той, которая «устроить в институт через племянника папиного друга, потому что направление перспективное». А той, которая «ты реши, а мы с папой поддержим твой выбор».

Научитесь слушать и слышать своих детей. Советовать, а не заставлять. Поддерживать, а не препятствовать. Предлагать, а не заставлять. Объяснять, а не запрещать. И будет Вам счастье.

Татьяна Голованова

0

350

Я БОЛЬШЕ НЕ ТВОЙ, МАМА...

Мне почти 40 лет, мама, и я больше не твой.
Я больше не твой мальчик, мама.
Мне очень дороги наши с тобой отношения, но мне больше нечем за них платить.

До 10 лет я болел до изнеможения астмой, лишь бы ты чувствовала себя нужной и значимой. Я действительно не мог без тебя и задыхался каждый раз, когда мне было тревожно или страшно, а тебя рядом не было. Но и когда ты была рядом, что-то такое я чувствовал, что тоже не мог дышать.

В 10, когда ушёл отец, я вдруг резко понял, что я единственный мужчина в семье и мне нужно быть сильным. Нельзя больше плакать. Нельзя бояться. Нельзя тебя тревожить, нельзя тебя злить. Нужно о тебе заботиться. Что-то в этом было неправильное, противное, отвратительное. Но я тогда не знал как по-другому. Мои приступы вначале участились, мне каждый раз казалось, что я умру, и возможно я действительно хотел умереть. Но я жил. Жил я странно. В маленьком десятилетнем теле мальчика жил какой-то резко состарившийся угрюмый тревожный мужчина, который ежедневно пытался выбраться из дикого, непосильного напряжения.

Я тогда не понимал, что я неосознанно поставил себе сложную и безумную задачу. Я тогда решил, что раз нет отца, мне нужно сделать тебя счастливой. Мне казалось, что это очень мужское дело - не знаю, откуда я это взял - делать женщину счастливой.

Только спустя 30 лет, будучи в терапии, я узнал, что это не просто не мужская задача. Это вообще не задача. Счастье - это выбор, это процесс, это путь. Выбор, процесс, путь самого человека и никто не должен это организовывать другому.

Но мне было 10. Рядом никого не было, кроме тебя, мама, и мне было очень страшно и я был очень растерян. Я даже, знаешь, толком не позволил себе почувствовать, что отца не стало. Привычного, моего, родного. Большого, бородатого, в старой потёртой байковой домашней рубашке с закатанными рукавами. Я даже не позволил себе разозлиться, разгневаться, обидеться на него. Хотя вопрос камнем так и повис внутри меня - «За что ты так со мной, папа?» Много вопросов остановилось внутри меня и окаменело. Некому было их задавать. Ты, я был уверен, рассердилась бы на меня, если б я начал про отца говорить.
И я тогда договорился сам с собой, что отца нет. Мне нужно учиться жить без него. Наверное, там было очень больно. Но я не позволял себе это чувствовать. Я отрезал ту часть себя, которая выла, кричала, раздирала мою маленькую детскую душу от боли.
Потом астма отступила. Я резко стал таким большим, а ты почему-то такой маленькой и беспомощной, что я вдруг начал чувствовать что ты меня не спасёшь, а для себя болеть стало…как-то бессмысленно…Спасать нужно было тебя. Я не очень понимал от чего, но я начал спасать.

Я вглядывался в каждый твой взгляд, я вслушивался в каждый твой вздох, я пытался угадать твои желания, твои мысли. Я так уставал тогда и никак не мог понять от чего. Только сейчас, разбирая тот кусок своей жизни я увидел, прочувствовал, где тонула моя энергия.

Потом были мои 15, и 16, и 17. Я знал, что ты хочешь, чтобы я был врачом. Как твой отец. Мне тогда было невдомёк, что ты пытаешься вернуть его в свою жизнь через меня. Связываешь меня невидимыми цепями с дедом. Чтобы я стал для тебя тем, кем на самом деле дед никогда не был для тебя - надёжным не опасным мужчиной, который никогда тебя не бросит и не предаст. Который разберётся с другими мужчинами в твоей жизни, защитит тебя от них, в том числе и от моего отца.

Ох мама, если б я тогда мог понять и знать, что тебе нужно и что это не ко мне всё… что всё это другим людям, другим мужчинам из твоей жизни, я бы не боялся так твоей злости, твоей ярости, не рвал бы себя на части, видя твоё недовольство, твою неудовлетворённость, видя тебя несчастливой.
Я бы не был так привязан к тебе тысячей невидимых нитей, не так скован, не так потерян в своей собственной ещё тогда юной, а скоро и взрослой жизни.

Я стал врачом. Хирургом. Я пытался работать по специальности. Начал делать первые сложные операции. Проходил стажировки у многих известных врачей и они говорили мне, что я перспективен, но в глубине души я чувствовал, что это не моё… Я любил… а ты ведь не знаешь мама, что я любил. Я любил камни…Разноцветные, большие и маленькие, полудрагоценные и очень дорогие. И в детстве я мечтал стать ювелиром… Я отчётливо помню, когда меня в очередной раз привезли в больницу, в приёмном покое сидела очень красивая женщина-врач и первое, что я увидел - кольцо с большим камнем на её руке. Этот камень (это был аметист) так увлёк меня, что я даже перестал задыхаться. И я тогда решил, что я буду работать с камнями - буду делать украшения с камнями. Эта мечта каждый раз разбивалась вдребезги об твои слова, что мне нужно быть врачом. Ты из года в год, почти ежедневно говорила, что мне нужно - именно, НУЖНО быть врачом.
И я предал ради тебя, мама, ради твоего счастья ( я так хотел в это верить) ту свою мечту.

Потом были женщины. С ними всё было непросто. Я не понимал тогда, что с каждой из них мне было так неловко, но не перед ними, перед тобой. Я внутри себя чувствовал такое противное чувство и оно почему-то было тебе адресовано. Мне казалось, что что-то в моих отношениях с женщинами было неправильно… Я долго не мог понять, что… В какой-то момент я ясно почувствовал, что… мне стыдно. Мне ужасно стыдно перед тобой. Кук будто я каждый раз предаю тебя. Но почему именно это?… Я ведь не твой мужчина, мама. Или…? Мне мерзко и противно от таких мыслей, но они сами приходят. Я ничего не могу с этим поделать.

Помнишь, как потом я начал толстеть. Мне было под 30. Я жутко переживал про это, даже больше, чем про то, что больше года у меня не было никаких отношений с женщинами, а после череды неудачных операций я начал подумывать про преподавание и про то, чтобы уйти из хирургической практики. Только сейчас я понимаю, что все эти события связаны, что это был кризис. И что я тогда пытался от тебя отстроиться через всё это - заваливал работу, пытался жить один.

Но при этом мне было так страшно, так ужасно, до смерти страшно, что я не справлюсь, что я что-то не то делаю, что я от чего-то отхожу….Я пытался выжить. Я ел. Я бесконечно, бездумно ел. Увеличивался. Стыдился. Сам себе был отвратительным. Но никак не мог собой управлять. Я на самом деле давно потерял или так и не имел никогда ключей от себя и от своей жизни, но была какая-то иллюзия, что я куда-то иду и что-то делаю, надеясь, что это и есть правильно, а в тот момент плотину окончательно снесло. Я потерял всяческие ориентиры. Плюс ко всему вернулась астма.

А я вернулся к тебе…

Мне казалось я выдохнул, попал под твоё крыло, стал немного спокойней. А тем временем моя и так разлаженная личная жизнь стала не просто одинокой и грустной, она ещё и перестала быть моей личной. Ты была везде. А меня почти не было.

Я окончательно ушёл с работы, у меня были какие-то сбережения и я пытался жить за то, что играл в онлайн-казино. Катался на качелях азарта и полной отмороженности по отношению к собственной жизни. Сейчас понимаю, что тонул в этой зависимости, пытаясь не соприкасаться с массой тягостных, болезненных чувств, в которых тоже можно было бы утонуть.

Потом… потом умер отец.
Он умер… а со мной что-то начало происходить.
Сейчас понимаю, что он сделал мне своей смертью бесценный подарок.
Я словно очнулся. Я почувствовал как внутри меня дрогнул сначала маленький камушек.
Я осмотрелся вокруг, и снова что-то дрогнуло внутри.
Какой-то большой камень начал шевелиться так сильно, что я больше не мог не чувствовать.
Отец своей смертью что-то такое мне сказал важное, жизненно важное.
Что-то очень мужское, цепкое, летящее, словно стрела, в самое сердце, в самую душу.
Он, похоже, сказал, мне «Живи, сынок. Умереть ещё успеешь».

Я вдруг начал видеть как ты состарилась, мама. Я вдруг начал чувствовать, что я тоже состарился, и мне стало до отвращения страшно.
Стало так явно видно, что я не могу так больше. Я потерял всё, что мог. Себя, свои силы, свои мечты, свои желания, свой путь, свою любовь. Я отдал тебе всё, что мог, даже больше. Все долги, не свои тоже.
Я чуть не умер, так и не пожив, мама.
Но я больше не хочу умирать с тобой, мама.
Я больше не могу игнорировать свои импульсы жизни. Я больше не могу сопровождать твоё умирание, мама.

Мне почти 40 лет и я больше не твой.
Я взрослый мужчина со своей судьбой.
Я больше не твой мальчик, мама….

Алёна Швец

0

351

Привели ко мне как-то девочку, с которой, по словам мамы, никто не дружит.
Нигде…
Две школы сменили, десяток кружков и секций, даже место жительства меняли…
Дочь она неустанно утешает тем, что не дружат с ней плохие ребята, которые не могут по достоинству оценить её… и вот в следующий раз (какой по счёту???) обязательно появятся ребята хорошие, которые будут с ней дружить и ценить…
Девочка настолько верит маме, и в её удобную версию, что обижена на весь мир — почему так долго не появляются хорошие?
Сидит напротив меня, дует губы, глаза на слёзном старте…

Я подсаживаюсь ближе, беру её за руки, и тихо спрашиваю:

— А как ты поняла, что с тобой никто не дружит? Тебя отталкивают? не отвечают на твои приветствия? не принимают помощь? не откликаются на просьбы…

Девочка смотрит удивлённо, и отвечает:

— Нет… я сижу и ко мне никто не подходит…

— А ты знаешь, что будешь сидеть так очень долго? — улыбаюсь я, — иными словами, вынуждена тебя огорчить, но друзья не появятся…

— Почему? — слёзы пошли в ход.

— Потому что ты хочешь дружить, но не знаешь главного правила дружбы…

— Знаю!!! — кричит девочка.

— Просвети! — прошу я.

— Когда дружат, то все СО МНОЙ делятся, повсюду МЕНЯ приглашают, всё МНЕ рассказывают, и любят МЕНЯ…

— А что делаешь ты…

— А я хожу с ними…

— Достойная награда. За такой должна очередь выстроиться…
А если без шуток, то скажи мне, УМЕЕШЬ ЛИ ТЫ ИСКРЕННЕ ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ ЖИЗНЬЮ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ…
Ну, пусть даже не одноклассников…
Расскажи мне, что любит твоя мама…
Когда она грустит…
Спрашиваешь ли ты её о том, как она себя чувствует…
Чем ей можно помочь, когда она устала…
Или папа?
Или брат?
Или кто угодно из тех, кого ты знаешь…

— А я не должна!!! Мне всего 10!!! — взрывается она.

— Тебе УЖЕ 10, — спокойно отвечаю я… и мы начинаем учиться дружбе…

Девочка, конечно же, не виновата…
И таких, как она, каждый второй сейчас…

Это всё наш родительский детоцентризм, когда мы и мысли не допускаем о том, что ребёнка с пелёнок можно учить не только брать, но и отдавать…

Мы даже не родители у них теперь, а аниматоры какие-то, которые испытывают мгновенное чувство вины, едва завидев, что дитё заскучало…

Кидаемся развлекать, или подсовывать спасительный телефон…
А они потом не умеют себя занять, и ежесекундно требуют новых развлечений, напористо обвиняя нас в том, что им скучно…
И мало кому из родителей приходит в голову ответить, что и им скучно слушать про скуку…

А сказать надо, чтобы запустить иные процессы в мышлении, выводящие на здоровую территорию отношений как с самими собой, так и с окружающим миром…
Каждый детский сад, или младшая школа, по моим наблюдениям — это съезд маленьких царей, которых не научили испытывать интерес ни к кому, кроме себя самих…

Махровый эгоцентризм повсеместно, и я не преувеличиваю…
Мы задуваем им во все места сразу, а они потом видят в нас исключительно исполнителей своих желаний…
И друг в друге — тоже… оттого и дружить не умеют… хвастанут гаджетами, и расходятся по углам…
Мы воспитываем их так, словно готовим к престолу, а не к реальной жизни в мире людей…
И этот процесс стоит остановить.
Пора учить их единственному условию всех качественных отношений — от дружбы до любви — ВЗАИМНОСТИ.

Давно пора, ребята.

Лиля Град

0