HELEN CHANNEL - международный форум-рупор об исследованиях прошлых воплощений, а также о жизни в текущем воплощении

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Родом из детства

Сообщений 161 страница 166 из 166

161

Интервью
«Он берет ребенка и разрешает мне сходить в душ». Анастасия Макарьева о настоящих причинах послеродовой депрессии

Популярность к практикующему психологу из Твери пришла внезапно — после незатейливой, казалось бы, заметки в социальной сети, где Анастасия Макарьева рассуждает о причинах послеродовой депрессии. За несколько суток пост набрал тысячи реакций и сотни комментариев — публикуем текст в оригинале и говорим с автором подробнее о том, что же вообще происходит с женщиной после родов.

Здравствуйте, я психолог, и сейчас я буду здесь себя непрофессионально вести. Потому что если я где-нибудь не выскажусь, меня разорвет в клочья. Короче, волею судеб среди моих клиенток периодически встречаются молодые мамы. Которые пришли с... тадам! послеродовой депрессией.

И знаете, что я имею вам на эту тему сказать? В подавляющем числе случаев никакой «послеродовой депрессии» там нет! Там, б***ь, психологический диагноз правильный — «Вокруг женщины мудаки». Говоря словосочетание послеродовая депрессия, мы имеем в виду эндогенный сдвиг гормонального фона, и как следствие — нарушенный баланс серотонина, норадреналина, далее везде.

А когда живого человека, измученного нашей карательной медициной, помещают в замкнутое помещение с младенцем без какой-либо помощи, забивают болт на его потребность в сне, отдыхе, еде и принятом душе, то его желание выйти в окно — НОРМАЛЬНО. Тут любой бы захотел. Когда папаша этого ребенка сваливает этого ребенка на одну живую женщину целиком плюс обед, ужин и уборка, это у нее не эндогенное, это у нее дома мудак! И при этом еще не забывают ткнуть носом в недоработки, и — ох***ь, отправляют ее к психологу, потому что «с тобой что-то не так». Это не с ней что-то не так, благодетель, это с тобой что-то сильно не так. Посиди пару лет дома с краткими нервными прогулками до детской площадки, и я таки посмотрю, где ты будешь искать свою нервную систему.

Извините, но прямо бомбит от этой х**ни. Возьмите на себя свою часть работы по уходу за ребенком, найдите помощников, перестаньте требовать от женщины непрерывного совершенства во всем, и получите свою жену обратно. А не вот это вот всё!

Анастасия, как вы считаете, в чем причина того, что на ваш пост отреагировали тысячи людей?

Причин, как мне кажется, несколько. Во-первых, проблема, о которой мы говорим, помимо того, что острая, еще и запретная. Послеродовая депрессия — табуированная тема, о которой не принято говорить, потому что это выходит за рамки нормативных представлений о счастье материнства.

Я уверена, есть тысячи женщин, которые сталкивались на своем жизненном пути с трудностями, но тащили этот груз на себе, проживали без какой-то поддержки со стороны— и теперь они полагают, что раз они справились, должны справляться и все остальные. Правильно ли это или нет? Нет, не правильно, но ситуация такова.

Вторая причина такого активного реагирования на мой пост — крайне вольная интерпретация текстов.

Приличная часть комментаторов спорит не со мной. Я искренне не знаю, где эти люди взяли те идеи, которые они оспаривают, но каким-то образом они — по их мнению — логично развили мою мысль.

Заметка-то на самом деле очень короткая, внутри — эмоции плюс одно предложение, которое несет в себе смысл. Причем я не обобщаю, я не говорю, что мои слова относятся ко всем без исключения или к каждому из комментаторов лично. Но огромное количество людей почему-то приняло это на свой счет. Из этого огромного количества отдельно хочется выделить женщин, которые пишут: «Я одна растила троих детей, и у меня все нормально». Это же прекрасно, что у вас все нормально! Но разве это отменяет существование тех, у которых все не так нормально?

Определим масштаб трагедии. Среди ваших пациенток насколько часто встречаются женщины с послеродовой депрессией?

Мои суждения в этом вопросе будут скорее оценочными, чем объективными. Да, за последние несколько лет пациенток с послеродовой депрессией стало больше. Однако это может быть связано с тем, что проблему начали в обществе признавать — сама женщина сегодня может предположить, что с ней что-то не так. Это может быть также связано с тем, что я стала старше, и мне стали доверять как специалисту. Или же это может быть связано с эффектом сарафанного радио: ко мне пришла одна женщина с послеродовой депрессией, ей помогло — пришли другие по рекомендациям.

По каким параметрам можно отличить депрессию от не-депрессии?

Эти параметры носят название «депрессивная триада», то есть их всего три: снижение настроения, снижение двигательной активности и замедление мыслительной деятельности. При условии, что все эти параметры сохраняются на протяжении более месяца, можно предположить наличие депрессивного эпизода.

Я могу именно предположить. Приличная часть женщин из тех, кто ко мне обращаются с этой проблемой, приходят уже с диагнозом от психиатра. Правда, именно диагноза «послеродовая депрессия» у нас не ставят, ставят «эндогенная депрессия» — то есть та, что обусловлена внутренними факторами.

Вообще следует различать эндогенную и экзогенную депрессию. Эндогенная имеет внутренние причины, т.е. это нарушение гормонального фона, а экзогенная возникает под влиянием внешних факторов — т.е. сначала происходит какой-то длительный стресс, который потом приводит к нарушению серотонинового обмена.

Когда женщина приходит ко мне без диагноза, но с явными признаками депрессии, я не могу сказать со стопроцентной уверенностью, эндогенная эта депрессия или экзогенная. Я не могу определить, гормональный сдвиг у этой женщины случился после родов, в силу физиологических причин, или это само качество жизни в послеродовой период привело женщину туда, где она есть. И на почве этих размышлений у меня возник вполне закономерный вопрос, а не относится ли часть этих депрессий к депрессиям экзогенным.

А если женщина, как вы сказали, приходит к вам от психиатра, она уже получала какое-то лечение?

Да, как правило, женщина уже принимает антидепрессанты разного уровня сложности — кому-то выписывают транквилизаторы, некоторым нейролептики. Иногда назначения эти — субъективно — бывают не совсем удачные, но я этот момент с клиентками не обсуждаю, потому что это все-таки не моя территория.

Медикаментозное лечение дает какой-то эффект?

При хорошем раскладе антидепрессанты оттаскивают от края пропасти. То есть ощущения, что она упала в яму и сидит на дне, у женщины уже нет. Но при этом по-прежнему есть вопрос: «А почему я не чувствую себя счастливой?»

Антидепрессанты не дают счастья. Эти препараты не способны вернуть вас в эйфорию, они восстанавливают нормальный уровень серотонина. Но это не значит, что мы все, имея нормальный уровень серотонина в крови, непрерывно счастливы.

Давайте завершим портрет той женщины, которая сидит напротив вас с подозрением на послеродовую депрессию. Что еще ее отличает, может, есть какие-то типичные черты?

Опять же, рискую углубиться в чрезмерное обобщение, но могу говорить о тех вещах, которые мне лично бросаются в глаза. Обобщая, мы не говорим, что определенные черты личности приводят к депрессивным состояниям после родов.

В основном, ко мне приходят отличницы-перфекционистки. Установка «я должна быть молодец» порождает дополнительное давление — то есть помимо давления социума, которое и так есть, женщина еще и сама от себя многого требует. «Отличницам» сложно разделить ответственность с кем-то еще или переложить ее на третьих лиц. Им кажется, что они не имеют на это права, что это будет признанием, что они не справились, а не справляться — значит быть неудачницей. Такое черно-белое мышление: если у меня не получается что-то, значит, у меня не получается ничего.

Да, и все эти женщины выглядят одинаково измотанными, у всех одинаковые круги под глазами и все они оправдывают своих супругов.

Я то и дело слышу: «Нет, он же мне помогает!» «А как он вам помогает?» «Он берет ребенка и разрешает мне сходить в душ».

Супруг разрешает ей сходить в душ! Это абсолютно серьезная формулировка от взрослой женщины, и ситуация считается нормальной.

У ста процентов этих несчастных женщин такая ситуация дома?

Нет, не у всех. У меня были клиентки с истинной послеродовой депрессией: в этих случаях жизнь женщины объективно изменилась, но не сказать, что к худшему — у нее есть и помощники, и супруг, который помогает сам и оплачивает врачей-консультантов-массажистов — все, что душе угодно. А она не видит смысла жить. В этом случае это, вероятнее всего, именно гормональное нарушение, которое, как правило, и лечится правильно подобранными антидепрессантами. Если ко мне на консультацию приходит такая женщина, скорее всего, у психиатра она еще не была.

Что вы в первую очередь советуете клиенткам с экзогенной послеродовой депрессией? Вы говорите с ними о том, что «муж позволил мне сходить в душ» — это не норма?

Нет, я никогда не вмешиваюсь в их отношения с мужьями и не говорю: «Женщина, да у тебя просто муж — мудак!» Вообще, в принципе, я не даю советов, они никому не нужны, и это не универсальная вещь. Нет какого-то единственного совета, который можно взять, приложить к ста семьям, чтобы у них все стало хорошо. Иначе у всех бы уже стало. Я задаю вопросы, и давая на них ответы, мои клиентки уже приходят к таким решениям и выходам, которые подходят именно им.

Очень многим клиенткам просто нужна нормализация. Нормализация в психотерапии и психологии — это когда человек получает подтверждение от специалиста, что это нормально.

Спать по три часа в день и чувствовать себя плохо — это нормально. Нет, это не значит, что вы плохая мать. Если вам хочется выйти в окно через десять часов непрерывного крика ребенка — это тоже не значит, что вы плохая мать.

Эти очевидные вещи почему-то многим не очевидны, и нужен кто-то, кто сообщит женщине, что все, что с ней происходит, — в рамках нормы. Особенно если ее окружают исключительно те подруги, которые с недоумением говорят, что с ними такого не приключалось, а ребенок — это счастье и солнышко. Нет, не всегда счастье, и не всех сразу должна окутывать неземная любовь.

Главных вопрос — как можно изменить ситуацию?

Полное изменение ситуации возможно, если второй человек, супруг, самостоятельно придет на терапию. Однако запрос на третье лицо я как психолог выполнить не могу, то есть я не могу сделать так, чтобы муж этой женщины перестал вести себя недостойно. Все, что я могу — помочь вам научиться жить с тем, что у вас уже есть, или же изменить это в рамках ваших границ максимально безболезненно.

Нужно учитывать, что, в среднем, период после рождения ребенка в наших отечественных реалиях — где у людей не так уж много денег, не очень много свободных других ресурсов — это нелегкий период, в том числе при участии второго человека. И это тоже нормально, и даже в случае, когда дома все в порядке, мы можем говорить о какой-то поддерживающей терапии.

В любом случае, нужно говорить о том, что с тобой происходит. Даже не суть важно, будет это психотерапевт, подружка или пространство в социальной сети.

Правильно ли я поняла, что эффективнее идти к психологу вместе с мужем? Бывали ли у вас случаи, когда на консультацию приходили парой?

Да, правильно. Лично у меня был один случай, когда муж согласился прийти, но пришел он потому, что был уверен, что жена неправильно рассказала ему о том, что происходит. Он пришел, чтобы «рассказать всю правду» и послушать, как я скажу его жене, что она не права. Но когда на практике он столкнулся с вопросами (не суждениями!) с моей стороны, это ему сильно не понравилось и он запретил своей супруге продолжать терапию. Поэтому с женщиной мы общались после этого только в соцсети.

Тем не менее, я думаю, что это бы сработало — при условии мужа, способного идти на компромиссы и прислушиваться.

У меня ощущение, что «вот это вот все» происходит потому, что мужья просто не понимают, что происходит с женщиной — они уходят утром на работу, возвращаются домой вечером и видят замученную жену, которая не в силах говорить о том, почему она не испытывает счастье материнства. Может, женщине просто пора разговаривать с теми, кто ее окружает?

Такой момент, безусловно, есть. Другой вопрос — а это кого-то оправдывает?

Проблема не только со стороны мужа, который не замечает или не хочет. У нас есть и женщины, которые почему-то считают своих мужей не иначе как экстрасенсами, которые должны без слов понимать, что ей нужно — а если не понимает, значит, не любит. И мужья у нас есть точно такие же, у которых срабатывает фундаментальная ошибка атрибуции и они думают: «Ну подождите, это же декретный отпуск! Он же называется отпуск — что же там может быть тяжелого?» Если ей тяжело с ребенком — она плохая мать. А вот если я пришел уставший с работы, так это потому, что работа у меня и правда тяжелая.

Я хотела бы, чтобы те женщины, которые не имеют возможности обратиться к психологу, вынесли из этого интервью для себя какие-то ценные советы. Что же вообще делать молодой маме, которая чувствует себя несчастной, но не имеет возможности обратиться к специалисту?

Во-первых, если состояние вас все-таки настигло, нужно помнить о существовании бесплатных психотерапевтов, которые доступны всем по полису ОМС. К ним нужно обращаться, и если ваша ситуация не имеет ничего общего с депрессией, вам об этом скажут. А если имеет, то помогут.

Во-вторых, нужно говорить. Слова, говорить их ртом, говорить другим людям. Это звучит как очевидность или ирония, но многие действительно этого не понимают. Нужно просить помощи, даже если это не приятно.

Умение понять, что тебе не хватает собственных ресурсов — это один из параметров взрослости.

Говорите с мужем о конкретных вещах. Я не считаю всех мужчин роботами или трехлетними детьми ростом в 180 см, но иногда действительно правильнее будет попросить: «Помой посуду» или «Вынеси мусор», чем «Помоги мне с жизнью». То же самое касается ваших бабушек, свекровей и даже подружек. Не нужно стесняться напрячь других людей. Взрослые отношения — это когда ты просишь помощи, а тебе имеют право отказать.

В-третьих, если помощь нужна, но просить не у кого, ищите ее. Есть различные ресурсы в социальных сетях, группы помощи женщин друг другу. Но прежде всего, задайте себе вопрос о собственных потребностях: «А чего мне не хватает?» Закройте базовые потребности — в нормальном сне и еде, в безопасности, реализуйте свою потребность в общении. Я понимаю, что это может быть совсем не просто, но ответ на вопрос «Как быть счастливой и спать три часа в день?» — «Никак». Безусловно, в идеальном мире, полном бабочек и единорогов, такого вообще не должно случаться. Но в нашем неидеальном, где попасть в нее-таки можно, вариантов не так много — либо, по возможности, воспользоваться советами выше, либо пережить, переждать и перетерпеть. И строить потом свою жизнь с учетом того, что вы теперь знаете о своих близких.

Анастасия, есть ли еще что-то, что бы вы хотели донести до женщин? Или до мужчин?

Единственное, что мне хотелось бы донести до окружающих — то, что вокруг них тоже люди.

Есть такие понятия, как распределение ответственности и твоя зона комфорта, которая заканчивается там, где начинается зона комфорта другого. И если вы вступили с человеком в долговременные отношения, так будьте же людьми. Я всего-навсего призываю к равномерному распределению обязанностей и не обесцениванию материнского труда

0

162

Статья
Что делать, если у вас послеродовая депрессия

Ольга Кейсер Писатель, мама двух дочек 5 октября 2017 г., 18:20
Вы стали мамой. Казалось бы, событие, которое все ждали, наконец-то свершилось, и все должны быть счастливы. Однако утверждение «материнство — самая гармоничная пора в жизни женщины» опровергается мнением женщин, которые рассказывают о том, как они попали в ловушку тяжёлого послеродового состояния. Наш автор Ольга Крейсер рассказывает о причинах послеродовой депрессии и о том, как с ней бороться.

Мария, 37 лет, мама троих детей:

— Было ощущение, что я совершила подвиг и, соответственно, ко мне должно быть особое отношение. Но когда я вернулась домой и началась рутинная жизнь, морально было тяжело снимать с себя нимб. Я ждала к себе трепетного отношения, мне хотелось больше внимания и физической помощи, хотелось много спать и вкусно есть, была дикая злость на всех из-за вынужденной диеты.

Елена, 26 лет, мама одного ребёнка:

— Я не могла находиться рядом с мужем полгода точно, тошнило даже от запаха. Ненавидела всех: его, свекровь, своих родных. Было ощущение, что они меня подставили: уговорили, что вот, пора рожать, а потом, когда я согласилась, просто кинули. Ещё и спрашивали, чем я недовольна. Да всем! Господи, моя новая «счастливая» жизнь не приносила мне никакого удовольствия, помню, что все действия выполнялись механически, только бы ночь, только бы уснуть.

Как понять, что проблема имеет место быть

Бороться с такими состояниями не только можно, но и нужно. Для этого учимся различать признаки послеродовой депрессии. Нужно всерьёз обеспокоиться, если:

временами вы испытываете тошноту, слабость, вас бьёт озноб или наблюдается повышенное сердцебиение. Причём эти реакции возникают в ответ на какие-либо действия близких людей или вам плохо просто от их присутствия;
лабильность нервной системы: вам хочется то плакать, то смеяться, эмоции чередуются быстро и иногда без повода;
нарушение сна: вы постоянно испытываете сонливость, но засыпаете с трудом. Поспав, ощущаете чувство разбитости, усталости;
потеря аппетита и, как следствие, резкое снижение массы тела;
снижение внимания: вы не способны сконцентрироваться на действии, которое выполняете. Иногда вы можете пойти на кухню и забыть, зачем.
И, пожалуй, самое главное — у вас нет чувства счастья, радости и полноты жизни, нет интереса к происходящему, появляются мысли о своей беспомощности. 
Любой хороший врач знает, что лечить нужно не симптомы, а причины.

Есть две группы причин возникновения послеродовой депрессии: физические и психологические.

Физические причины
Заболевания крови. Послеродовая депрессия может быть следствием сепсиса – заражения крови. Если у вас есть какие-либо симптомы, первым делом сдайте общий анализ крови и мочи.

Гормональная «пляска». После родов в организме женщины резко снижается уровень гормонов плаценты и повышается уровень пролактина. Отсюда — нестабильный эмоциональный фон.

Заболевания иммунной системы. Набившая оскомину фраза о том, что беременность и роды — сильнейшее испытание для организма — тем не менее, правдива. В это непростое время могут вылезти «сюрпризы»: те или иные иммунные заболевания.

Причиной послеродовой депрессии могут стать банально болевые ощущения. Болят швы, если во время родов случились разрывы, болят соски (те, кто прошёл через это, знают, что боль — адская), болит грудь, болит спина. Ощущение, что тебя переехал грузовик с боеприпасами, однако вместо того, чтобы отлежаться и восстановиться, приходится встать и укачивать ребёнка.

Изменение режима дня и привычек. Тут всё ясно. «Хочу спать», «хочу помыться», «хочу персики и клубнику», «хочу поговорить с подругой», опять «хочу спать», преимущественно «хочу спать»… Но нет возможности. Всё по-другому, всё подчинено ребёнку, и суметь перестроиться за короткий период могут далеко не все.

Психологические причины

Изменение приоритетов. Вообще у здорового нормального человека его «Я» стоит на первом месте. Поэтому трудно принять то, что на продолжительное время основная забота женщины — о новорождённом. Ему подчинены мысли, время, ресурсы, любовь семьи. Из центра вселенной женщина мгновенно превращается в «питательную станцию».

Несоответствие ожиданиям. Об этом в начале материала говорит наша героиня — окружающие зачастую воспринимают роды как что-то обыденное. Вы же чувствуете, что совершили если не подвиг, то, как минимум, что-то значимое. И картинка, которую вы нарисовали в голове до рождения ребенка, к сожалению, совсем не сходится с происходящей реальностью.

Изначальная причина беременности. В тех случаях, когда женщина рожает ребенка, чтобы спасти брак, повысить свою значимость в глазах окружающих или своих, из-за того, что «часики-то тикают» — волшебства не случается. Вместо решения глубинных проблем и преодоления собственных комплексов женщина получает «в подарок» депрессию.

Материнство не должно выливаться в состояние болезни и жертвы. Позитивные перемены, чувство собственной значимости, глубокое тихое счастье и внутреннее удовлетворение можно ощутить, только если это было у женщины изначально.

Лечение
Первый шаг — обратитесь к врачу-терапевту. Он назначит необходимые анализы и направит к соответствующим специалистам: эндокринологу, иммунологу или психиатру.

Эндокринолог сможет ответить на вопрос, не является ли депрессия следствием нарушения функций щитовидной железы, отвечающей за нормальный гормональный фон организма. Для этого назначают анализы крови на гормоны. Если врач выявит какое-либо нарушение, назначается  терапия. Не стоит бояться медикаментозного вмешательства — эти временные меры помогут выйти из тяжёлого состояния с наименьшими потерями.
Иммунолог — врач, который поможет найти причину сбоя организма. У вас досконально исследуют иммунологический статус, проверяют наличие антител к возбудителям разных заболеваний, аллергенов в крови, словом, определяют, на что именно организм реагирует негативно.
Посещение психиатра, как бы страшно это не звучало, не означает, что вы «какая-то не такая» или «с отклонениями». На консультации у вас спросят о вашей семье, о том, были ли у вас похожие состояния в прошлом, а ещё вы расскажете врачу обо всех симптомах. Ни в коем случае не скрывайте ничего, старайтесь ответить максимально точно и честно на вопросы доктора. Психиатр сможет назначить препараты, которые быстро снимут симптомы депрессии и помогут вам сбалансировать эмоциональный фон и восстановить здоровый сон.
Существует широкий диапазон антидепрессантов, в том числе предназначенные для кормящей мамы. Не бойтесь привыкания — нужно лишь точно следовать инструкциям и рекомендациям врача.

К психиатру стоит записаться и папе малыша. Во-первых, это прояснит для доктора клиническую картину, а во-вторых, врач сможет дать рекомендации вашему супругу, как правильно ему следует вести себя с вами в этот нелегкий период. 

Общие рекомендации

Побольше спите. Вам необходим девятичасовой сон. С ребёнком вряд ли получится делать это постоянно, но вы можете попросить близких дать вам высыпаться хотя бы на протяжении двух недель. Иногда этого достаточно, чтобы нормализовать состояние. Если не получается, используйте любую свободную минуту и спите! Спите вместе с ребёнком, когда он засыпает, не пытайтесь успеть выполнять всю домашнюю работу.

Больше бывайте на свежем воздухе. Гулять нужно не менее одного раза в день, не менее 2-х часов. Если на улице погода приближается к отметке «ураган» или льёт безостановочный дождь, открывайте форточку и спите.

Выделяйте время на себя. Помните, что вы — личность, а не только мама и точно не обслуживающий персонал.

Просите о помощи. Вы не расписываетесь при этом в своей несостоятельности. Вам просто нужно восстановиться. Когда моя подруга родила третьего ребёнка, я, будучи на тот момент мамой двух детей и понимая, каково ей, приходила и мыла пол, варила суп. Понятно, что у всех свои дела, но просить о помощи — можно!

Ешьте простую лёгкую пищу, которая, тем не менее, даст вам энергию и силы. По вопросам питания необходимо консультироваться с педиатром: он расскажет, какие продукты принесут пользу и вам, и малышу. По опыту знаю, что можно всё, но в меру.

Прислушивайтесь к себе: чего вам хочется? Замечайте всё, что происходит вокруг: листья летят, зебра на пешеходном блестит после дождя, у девушки пальто красивое, чёрный хлеб с солью — вкусно, хочу такую же причёску. Заставляйте себя почувствовать нежность и красоту мира, который создан для вас. Относитесь к себе как к любимому, дорогому человеку, который нуждается в уважении, принятии себя и любви. И только найдя гармонию в себе, вы сможете почувствовать счастье от осознания того, что вы — мама. Берегите себя и помните о «первом правиле самолёта»: сначала кислородную маску мы надеваем на себя, иначе некому будет позаботиться о наших детях.

0

163

Статья

«Мама на нуле. Путеводитель по родительскому выгоранию»: фрагмент из новой книги Людмилы Петрановской

Выгорание родителей стало распространенной психологической проблемой. В новой книге Людмилы Петрановской — российского психолога, педагога и писателя — пятнадцать мам и трое пап делятся подобным опытом. Эксперты – психологи, врачи и другие специалисты – обсуждают механизмы возникновения синдрома выгорания, его признаки, формы его проявления – от послеродовой депрессии до психического и физического истощения, а главное – рассказывают о том, как со всем этим справиться. Важная составляющая книги – рецепты и практики самопомощи. Ниже мы публикуем отрывок из книги.

Как любую болезнь, эмоциональное выгорание легче предупредить, чем лечить. Чем раньше вы сообразите, что происходит и придумаете помощь себе, тем быстрее и лучше это получится.

Давайте пройдемся по четырем стадиям выгорания и подумаем, что можно сделать для себя на каждой из них.

Без фанатизма

На первой стадии все хорошо, все удается, нам не нужна помощь. Но именно на этой стадии мы взваливаем на себя ожидания и обязательства, превышающие наши возможности. В этом состоянии мы записываем ребенка на пять кружков и потом понимаем, что света белого не видим, а только и носимся туда-сюда. Именно в этом состоянии мы даем себе обещание начать с понедельника новую жизнь, так что больше никогда наш ребенок не услышит от нас никакого плохого слова. Есть большой риск задрать планку так высоко, что потом будет высоко и больно падать.

Иногда мобилизация вызвана не воодушевлением, а опасностью. Ребенок серьезно заболел, у него выявлены проблемы развития. И мама (а иногда папа или бабушка) принимает решение, что она сама по себе вообще не важна, что она существует только для этого ребенка. Все теперь должно быть подчинено его здоровью или развитию. Сначала это работает, но если быстро проблема не решается, такой режим «чрезвычайного положения» неминуемо приведет к выгоранию. Если такое решение было принято, надо к нему вернуться и перерешить.

Никто из нас — не средство для другого человека, даже если мы необходимы ему. Важно научиться жить не в авральном режиме и заботиться о себе даже в этой непростой ситуации.

Радость и интерес

На второй стадии взрослые люди проживают большую часть жизни. Помните советскую песню про надежду? «Надо только выучиться ждать, Надо быть спокойным и упрямым, Чтоб порой от жизни получать Радости скупые телеграммы». Это идеальное описание стенической стадии.

Спокойно и упрямо делаем свое дело, иногда получая дозы воодушевления, которые позволяют справляться со всем остальным. Дети, которых мы любим, обеспечивают нам много-много раз за день маленькие всплески радости. Пусть мы устали, не выспались, пусть даже ребенок разбросал свои игрушки. Зато он прижался к нам, улыбнулся или сказал что-то смешное. Так что мы все равно на некоторое время снова счастливы, мы вспоминаем, что у нас самый лучший ребенок на свете, что мы его очень любим. Важно замечать эти моменты и наслаждаться ими.

При этом обязательно должна быть часть жизни, не посвященная ребенку. Отношения – с супругом, партнером, друзьями. Свои взрослые дела и интересы. Не стоит считать это временем, украденным у ребенка. От того, что вы делаете для себя, ребенку, в конечном счете, тоже будет хорошо, потому что вы дольше пробудете в хорошем состоянии.

Помните: все, что дает родителю чувство радости и уверенности, ощущение того, что все хорошо в жизни, что все в порядке, – все это делается для ребенка. Поэтому, если вы потратили время и деньги на то, чтобы улучшить свое состояние, и после этого вы довольны собой, довольны жизнью, улыбаетесь своему ребенку, то вы, в конечном счете, потратили деньги на ребенка. Это не траты – это инвестиции.

Ну, и, наконец, привычка заботиться о себе – пример для ребенка.

Дети бессознательно усваивают наши жизненные стратегии, и это очень сомнительный подарок для ребенка – привить ему стратегию отношения к себе с пренебрежением.

Очень важно, чтобы дети видели, что мы внимательны к своим потребностям и умеем позаботиться о себе. Это не значит, что мы должны ничего делать и лежать целый день, задрав ноги. По правде говоря, подавляющему большинству из нас это вовсе не нужно. Разве что человек сильно переутомлен или болен. Чаще всего достаточно кратких передышек, небольших островков покоя, радости, заботы о себе. Но это должно быть постоянной частью жизни. Не чем-то, что ты получаешь один раз в сто лет, когда уже почти собрался помереть.

С первым звонком

Между второй и третьей стадиями всегда есть некое время, когда все еще можно исправить. Если внимательно к себе отнестись и позаботиться о себе. Подстелить соломки. Увеличить приток ресурса.

Яркий признак того, что вечер перестает быть томным, – чувство «я себе не принадлежу», «я делаю не то, что хочу», «я постоянно делаю усилие», «я должен себя заставлять».

Вы не можете совсем от этого избавиться. Если у вас маленький ребенок, который плачет по ночам, придется к нему вставать, — в том числе, когда вам не хочется вставать. Но если вы начинаете понимать, что это поглощает всю вашу жизнь, что вы никаких радостей не чувствуете; если вы начали ощущать себя средством, а то и жертвой, – пора принимать меры. Чем раньше вы осознаете свое состояние и начнете заботиться о себе, тем быстрее все придет в норму.

Баланс ролей

В чем смысл синдрома выгорания? Из сосуда выходит больше, чем входит. Вы все время вынуждены отдавать ребенку больше, чем у вас есть. Сначала вы отдаете радостно, сначала у вас много, потом в какой-то момент вы должны отдавать, — а у вас там пусто, вы уже по сусекам метете, из последних сил. Дающая, доминантная, ответственная роль перегружена. А значит, чтобы восстановить баланс, нужно «подкормить» противоположную роль – зависимую, детскую, слабую.

Часто, чтобы мама восстановилась, гораздо эффективнее не столько вместо нее заботиться о ребенке, сколько позаботиться о ней самой.

Обнять, пожалеть, спросить, как она сама себя чувствует, а не только: «Как он ел? Как он какал?» Сделать маме чай, принести в кровать завтрак, укрыть одеялом, поцеловать, подарить что-то приятное – то есть обойтись с ней, как с ребенком.

Это может сделать муж. Могут родители. Это может и мама сделать сама для себя. Не стесняйтесь об этом просить близких: «Сделай для меня, пожалуйста, мне будет приятно. Приготовь мне то, что я люблю с детства. Побалуй меня».

Часто мужчины считают, что помогают жене, что-то делая для ребенка. Но это их родительское, это скорее важно для их отношений с ребенком. А для жены важно делать то, что приятно ей. Что позволит ей расслабиться, почувствовать себя любимой. В результате, нормализуется баланс «брать-давать», равновесие восстанавливается, и теперь уже маме легче быть взрослой и снова давать ребенку.

Ресурсный список
Как правило, в состоянии истощения нам трудно думать и планировать. Вроде, нужно бы что-то сделать для себя приятное, но сил нет ничего придумать, хочется только лечь и помереть. Поэтому про ресурсы нужно думать раньше. Поэтому важно заранее, когда вы еще в форме, сделать «запас идей» в виде ресурсного списка, файла, куда можно заносить все занятия, приносящие радость и расслабление. Баня, прогулка, чтение, встреча с подругой, музыка – не менее 15-20 пунктов.

Важно, чтобы этот список всегда был под рукой, на рабочем столе компьютера или в верхнем ящике комода. Чтобы, когда вам плохо, вы могли его открыть и, не включая голову, выполнить любые три пункта в течение ближайших дней. Можно показать список супругу, чтобы, как только он увидит у вас признаки выгорания, он мог его достать и организовать для вас что-то из списка.

Одна из самых обидных черт синдрома эмоционального выгорания – это агедония, невозможность испытывать радость и удовольствие. Соответственно, все, что дает возможность переживать радость и удовольствие, – это очень хорошо, это значит, что вы начали выбираться из синдрома.

Страховочная сеть

Есть старое выражение: «Чтобы вырастить одного ребенка, нужна целая деревня». Смысл его не в том, что нужна деревня, чтобы кормить и мыть. Это под силу одному взрослому. Деревня нужна, чтобы поддержать родителя и подхватить ребенка, если тот не в форме.

Очень хорошо, если есть какие-то люди, которым вы можете пожаловаться на усталость. Часто выгоранию подвержены те, что сами привыкли быть жилеткой для всех: им все плачутся, к ним все обращаются, а они сами не могут пожаловаться никому. Подумайте, кто бы это мог быть. Желательно, чтобы это не были самые близкие родственники — они пусть лучше помогают и заботятся. А вот друзья второго уровня, интернет-френды, приятели, — вполне могут иногда на полчасика предоставить себя в качестве слушателя. Не каждый день, конечно, но каждый день и не нужно.

Вы можете с ними договориться: «У меня сейчас такой период в жизни, ничего если я иногда буду тебе звонить, чтобы просто поговорить?»

Важно, чтобы таких людей было не два и не три, а человек пять. Вы тогда можете сказать: «Если тебе в какой-то момент будет неудобно, ты так и скажи, потому что, кроме тебя, у меня еще есть несколько друзей, с которыми я могу поговорить».

Чтобы для человека это не было в обязанность. На самом деле, это и не будет ему в тягость, потому что вы не станете звонить чаще, чем раз в месяц. Но это огромная поддержка, когда вы знаете, что такие люди есть, что вы с ними договорились, что они разрешили. И, как правило, редко кто отказывает. Просто звоните и рассказывайте о себе и своем состоянии. От другого человека не требуется что-то делать, спасать вас, искать выход из ситуации. Просто выслушать и сказать: «Да, тебе тяжело, я понимаю и сочувствую».

Полюбить себя
Многие говорят: «У меня нет сил собой заниматься. Нет возможности. Много детей. Нет денег. Муж не понимает».

Это никогда не бывает так на самом деле. Представьте себе, что ваш ребенок хотел бы есть, умирал от голода. Вы тоже сидели бы и грустно говорили: «нет времени, нет сил, муж не понимает»?

Вы бы что-нибудь сделали.

Осталось осознать, что родитель в ресурсном состоянии – такая же жизненная необходимость для ребенка, как еда. Если он видит, что маме плохо, что она не справляется с жизнью, он просто не может быть спокойным и радостным. Самые счастливые моменты в детских воспоминаниях большинства людей – когда их родители счастливы, увлечены, веселы, расслаблены и когда можно с ними эти чувства разделить. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что вы ему рады, что он вам нужен, что вы радуетесь жизни с ним. Именно это дает ему силы развиваться. Это на порядок существеннее, чем благосостояние семьи, образование или быт.

Просто отдайте себе отчет в том, что добрая мама – это так же важно, как еда. Поставьте это себе в приоритет. Создайте список ресурсных занятий и каждую неделю устраивайте себе хотя бы три пункта из этого списка. Как угодно – мытьем или катаньем. Пусть будет что-то недоделанное, но эти три пункта должны быть. Это вопрос решимости. Если вы принимаете решение, что это будет, – значит, это будет.

Я никогда не видела людей, которые объективно не имели возможности о себе позаботиться. Это, скорее, были люди, убежденные в том, что не имеют на это права. Те, у кого «я» – по остаточному принципу. Первое, что нужно сделать, – изменить это у себя в голове. Ничего важнее вас у вашего ребенка нет. Самое главное, что вы можете дать своему ребенку, – это пример бережного отношения к себе Все ваши траты сил, времени, денег на свое хорошее самочувствие – это не траты, а инвестиции. Из этого и исходите.

Источник: facebook.com

Песня "Детство"

Отредактировано Ирина (2019-03-01 23:54:51)

0

164

Источник: ВК, Клуб Молодых Мам (КММ)

Родом из детства

12 конфликтных ситуаций на детской площадке. Несколько общих рекомендаций для родителей

Ситуация 1. Делают замечание вам

Ваш малыш беззаботно шлепает по лужам или кувыркается в снегу. А на вас со всех сторон сыплются критические замечания о вашей родительской «профпригодности».

Скорее всего, Вы ощущаете внутренний протест: «Какое имеют право эти чужие люди меня критиковать! Да еще, в присутствии моего ребенка!». Иной раз бывает так тяжело сдержаться. Но бесполезно вступать в пререкания. Спор ни к чему не приведет, и каждый останется при своём мнении. Это всё равно, что спорить, в каком месте кому заходить в море – каждый выбирает там, где ему удобнее (пляж-то большой). Так что спор – это пустая трата времени и нервов.

Ваши действия (или) Подсказка:

Можно поступать так же, как кролик Кочерыжка (в сказке М.Пляцковского), который на грозные замечания и угрозы Медведя, Тигра и Льва отвечал очень вежливо: «Здравствуйте! Рад вас видеть». А всё дело в том, что у кролика уши были заткнуты ватой, и он ничего не слышал! Почему бы и нам не последовать примеру этого кролика?

Ситуация 2. Делают замечание вашему ребенку

Вы с малышом хорошо погуляли! Результат налицо: кроха с ног до головы облеплен грязью. По пути домой вам встречается вездесущая соседка и начинает причитать: «О-о-й! Какой ты грязный! Разве можно так пачкаться?! Теперь маме придется стирать всю твою одежду!»

Ребенок может очень болезненно воспринять замечание постороннего человека. И если мама вовремя не заступится за него, как не заступилась в прошлый раз и не заступится в следующий, это может сделать ребенка неуверенным в себе и привести к тому, что он начнет стесняться и бояться чужих людей. К тому же впредь, когда другие дети будут говорить о вашем крохе плохо, он будет принимать это как должное.

Ваши действия (или) Подсказка:

Переведите порицание соседки в более мирное русло. Дружелюбным тоном поведайте ей о положительной стороне вашей прогулки: «Да, мы замечательно погуляли! Теперь идем домой, счастливые, довольные и, конечно же, порядком испачканные. Но разве без этого можно хорошо погулять?! Хорошо быть маленьким!»

Ситуация 3. Ребенок пытается вернуть свою игрушку

Ваш малыш мирно копается в песочнице. К нему подходит другой малыш и забирает его игрушку. Ваш кроха разгневан и пытается силой вернуть свою собственность.

Для начала давайте подумаем, почему дети так бурно реагируют, когда берут их игрушки? Ответ прост: во первых им жаль расставаться со своей игрушкой, а во вторых, они пока не понимают, что игрушки берутся на время, и всегда возвращаются к своим хозяевам. И только после 3-х лет ребенок начнет понимать, что такое собственность.

Ваши действия (или) Подсказка:

- Срочно разнимите «сцепившихся намертво» малышей.

- Покажите своему ребенку, что вы на его стороне: «Ты хочешь, чтобы машинка осталась у тебя?»

- Скажите о чувствах и желаниях другого ребенка: «Мальчику понравилась твоя игрушка, и он хотел бы с ней немного поиграть. Давай, дадим ему её ненадолго. Знаешь, как он обрадуется!». Обращаемся к мальчику: «Ты хочешь поменяться игрушками?»

- Если согласие от мальчика получено, пытаемся побудить своего ребенка поделиться игрушкой (но не заставить!): «Посмотри, у (имя мальчика) есть интересный трактор. Вы можете поменяться: ты ему на чуть-чуть дашь свою машинку, а он тебе свой трактор – тоже на чуть-чуть». Можно предложить своему ребенку поменять свою машинку на одну из двух-трех игрушек мальчика (т.е. предоставить своему ребенку дополнительную свободу выбора). Или спросите у своего ребенка, можно ли будет поиграть в его игрушку, когда он сам наиграется. Чаще всего ответ бывает положительный.

- Если ваш ребенок не соглашается расставаться со своей игрушкой ни при каких условиях, что ж, это его право. Вежливо откажите просителю: «Извини, (имя мальчика), (имя своего ребенка) хочет сам пока поиграть в свою машинку».

- Но если конфликт продолжает нарастать, можно попробовать переключить внимание детей на какую-то общую игру: нагружать трактором песок в машинку или поиграть в салки-догонялки. И уж если игра совсем не налаживается – развести по разным «углам».

Итог:

Таким образом, мы не «зациклившемся» на негативном поведении своего ребенка (в какой-то степени оно даже оправдано – он защищал свою собственность доступными ему способами), а показываем, как надо поступать в подобных ситуациях. Т.е. нужно не драться, а договариваться словами.

Ситуация 4. Ребенок плачет и не знает, как вернуть свою игрушку.

Ваш ребенок мирно копается в песочнице. К нему подходит другой малыш и забирает игрушку вашего чада. Ваш малыш с плачем бежит к вам….

Не стоит волноваться из-за того, что ваш малыш пасует перед «противником». Он наверняка научится отстаивать свою собственность, если вы будете учить его, как это делать. Только не всё сразу, скорее всего он прибегнет к вашей помощи ещё неоднократно.

Ваши действия (или) Подсказка:

- Присядьте возле малыша, загляните ему в глаза и озвучьте его чувства и желания: «У тебя забрали игрушку? А ты хотел сам в нее поиграть? Тогда давай вместе попросим ее вернуть». Или: «Ты переживаешь, что мальчик тебе не вернет игрушку? Он в неё немного поиграет и отдаст тебе – это же твоя игрушка. А мы, давай, пока построим из песка крепость!».

- Если ваш ребенок продолжает настаивать на возврате своей собственности, тогда возьмите своего малыша за руку, подойдите к «обидчику» и скажите: «Малыш, это наша игрушка. И (имя ребенка) сам хочет в нее поиграть. Отдай, пожалуйста».

- Если малыш упрямится, опять же можно предложить поменяться игрушками, но если никто этого не хочет, просто мягко заберите игрушку из рук другого ребенка.

Ситуация 5. Ваш ребенок взял чужую игрушку

На детской площадке гуляет много малышей. Повсюду лежат игрушки: тут - каталка с ручкой, тут - машинка на веревочке, тут - детская колясочка, тут - мяч... Ваш ребенок подходит, берет мяч и предлагает вам в него поиграть.

Все дети очень любознательны, они активно исследуют мир, и нет ничего предосудительного в том, что их интересуют не только свои, но и чужие игрушки.

Ваши действия (или) Подсказка:

- Если это игрушки ваших знакомых детей, нужно подойти к хозяину-ребенку, а еще лучше к его маме - она точно разрешит, и есть вероятность, что конфликт не возникнет - и попросить у неё. В конце игры важно обратить внимание своего ребенка на то, что игрушку нужно вернуть на место.

- Если вы не знаете, чья эта игрушка, можно громко об этом спросить у присутствующих. Если найти хозяина игрушки мало шансов, нужно кратко разъяснить ребенку ситуацию: «Мы не знаем, чья это игрушка, а без разрешения – брать нельзя». Можно вместе помечтать, как вы хотели бы, чтобы у него была такая же игрушка или подобная, а затем постараться отвлечь малыша на что-то другое.

- Бывает, что ваш ребенок, во что бы то ни стало, хочет поиграть именно в эту игрушку и уже трепетно прижимает её к груди, хотя хозяин так и остается неизвестным. Тогда (во избежание громкого плача) можно предложить ребенку такую альтернативу: «Мы берем игрушку и отправляемся на поиски её хозяина». Походите с игрушкой, поищите, может и найдете хозяина, а если и нет – так всё равно, ваш малыш, хоть немного, а поиграет с ней и вернет потом на место (и овцы целы, и волки сыты).

Ситуация 6. Ваш ребенок отнимает игрушку

Ваш малыш подходит к другому малышу и отбирает у него игрушку, тот плачет и пытается вернуть свою собственность обратно. Или вашему малышу дали поиграть во что-то, а теперь хозяин игрушки сам хочет в нее поиграть.

В подобных ситуациях важно научить кроху уважать чужую собственность, чтобы постепенно закладывалось и формировалось понятие «моё - твоё».

Ваши действия (или) Подсказка:

- Скажите своему ребенку: «Я понимаю, что ты хочешь поиграть с этой игрушкой. Эта игрушка (имя ребенка), и он пока сам хочет с ней играть. ( Эту фразу желательно строить без союза НО, так как ребенок может подумать, что его чувства неважны, потому что есть это «но…»). Ты можешь попросить ее попозже, когда (имя ребенка) захочет играть в другую игрушку, а пока давай … ». Возможно, что через некоторое время другой малыш действительно согласится на время расстаться со своим «сокровищем».

- Другой вариант: Спрашиваем у своего ребенка, хочет ли он поменяться с мальчиком игрушками, и если он согласен, предлагаем хозяину игрушки совершить временный обмен игрушками с вашим ребенком (лучше предложить несколько игрушек на выбор).

Ситуация 7. Ваш малыш на дворовых качелях

Ваш малыш качается на качелях. Тут подходит другой ребенок с явным намерением тоже покачаться.

В принципе, раз ваш ребенок первым занял качели – они пока «его», но в разумных пределах, конечно.

Ваши действия (или) Подсказка:

- С появлением ребенка, желающего покачаться на тех же самых качелях, нужно начать готовить ребенка к мысли о том, что качели скоро придется уступить: «Вот малыш тоже хочет покачаться, давай еще 20 раз качнемся и пойдем… (предложите достойную альтернативу: покатаемся с горки, покрутимся на каруселях, пораскачиваем на качелях этого самого малыша)».

- Если Ваш малыш упрямится и не хочет уступать качели, предложите ему тогда дать поиграть в одну из его игрушек стоящему в очереди ребенку. Или придумайте способ отвлечь его.

Ситуация 8. Ваш малыш хочет качаться на качелях, а они заняты

Вы с малышом приходите на детскую площадку. Его внимание привлекают качели, которые конечно оказываются занятыми…

Теперь ситуация противоположная – качели оказались заняты. Вы и ваш малыш достаточно долго «стоите в очереди», ожидая, когда они освободятся, но качающийся на них ребенок и не думает с ними расставаться.

Ваши действия (или) Подсказка:

- для начала можно просто попросить качающегося малыша уступить вам качели;

- предложить качающемуся малышу интересный обмен: он вам качели, вы ему свой велосипедик;

- переключить внимание своего ребенка на альтернативное, но не менее интересное занятие.

Ситуация 9. Ваш малыш не может дать сдачи

Ваш малыш стоит возле вас, тут к нему подходит другой ребенок и ни с того ни с сего его бьет (толкает, кусает и т.п.). Ваш малыш теряется и не знает, что делать.

У Вас должна быть твердая установка: никто не смеет бить вашего ребенка, и ваш ребенок не должен сомневаться, что это действительно так. Поэтому все Ваши дальнейшие действия должны быть направлены на то, чтобы дать понять своему сыну или дочери, что делать, если его/её права нарушены.

Но, возможно, сначала он должен окрепнуть и морально дорасти до того, чтобы действовать так, как вы ему советуете. Поэтому нельзя насильно заставлять малыша следовать вашим советам, иначе ребенок будет переживать не только из-за того, что его обидели, но еще и из-за того, что он не может выполнить ваши рекомендации.

Ваши действия (или) Подсказка:

По возможности, предотвратите конфликт - перехватите руку замахивающегося ребенка, но если уже не успели, то:

- опуститесь перед своим ребенком на корточки, обнимите его, пожалейте, скажите: «Тебе больно…»;

- дети бояться всего непонятного; поэтому объясните своему ребенку поведение мальчика: «Наверно, мальчик хотел с тобой поиграть, но не знал, как тебе это сказать»;

- строго скажите обидчику: «Моего сына бить нельзя! Если ты хочешь с ним играть – так и скажи: «давай играть».

Итог:

В данной ситуации Вы должны учить ребенка стоять за себя. Поначалу Вам придется выступать в роли защитницы своего малыша, чтобы показывать ему образец будущего самостоятельного поведения. Действуйте всегда по одному и тому же принципу, но не ждите, что после первых же «уроков» ваше чадо даст достойный отпор обидчику.

Ситуация 10. Ваш малыш бьет в ответ

Вашего малыша толкнули (ударили, обидели, обсыпали песком). Недолго думая, он дает сдачу.

Дети эмоциональны и, даже если они уже и знают, что драться нельзя и сами озвучивают это, то в критических ситуациях действуют так, как им подсказывает их первоначальный импульс: ударить, толкнуть, отобрать, не уступить.

Предпочтительнее не доводить дело до драки и разрешать ссоры путем мирных переговоров. Но бывают ситуации, когда действительно остается только одно - дать сдачи, ибо никакие увещевания не действуют. И все-таки, по возожности, предлагайте своему крохе более мирные альтернативы.

Ваши действия (или) Подсказка:

- Скажите коротко обоим: «Драться нельзя!»

- Скажите о том, какое действие вы считаете правильным: «Нужно довариваться, предлагать поменяться и играть вместе».

- Дома обыграйте произошедшую ситуацию на игрушках, стараясь донести мысль о том, что давать сдачи можно только после предупреждения и не бить сильно.

Ситуация11. Ваш ребенок обижает другого малыша

Ваш малыш явно обижает другого ребенка (обсыпает песком, толкает, бьет или кусает).

Ваш малыш поступает так, по нескольким причинам: не умеет конструктивно общаться с детьми; экспериментирует подобным образом «а что будет, если….», привлекает к себе ваше внимание. При этом он следит за вашей реакцией. Если ваша реакция слишком бурная и всегда разная – он наверняка продолжит свои эксперименты. Поэтому надо выработать четкую схему реагирования на подобные проделки малыша. Необходимо учить ребенка контролировать свои агрессивные действия и переводить их в адекватные выражения своего гнева.

Ваши действия (или) Подсказка:

- Уделите максимум внимания пострадавшему ребенку: «Тебе больно. Извини, пожалуйста … (имя вашего ребенка). Он пока не знает, что песком кидаться нельзя!»

- Обратитесь к своему ребенку, сделайте ему короткое замечание и помогите исправить ситуацию: «Кидаться песком нельзя! Мальчику/девочке неприятно (больно). Давай теперь вместе отряхнем малыша (пожалеем, погладим...)».

- Помогите детям наладить конструктивное взаимодействие: «Хотите, я научу вас копать глубокие колодцы? Тогда берите лопатки…»

- В домашних играх с игрушками проигрывайте и проговаривайте, что драться нельзя и учите ребенка выражать свои желания словами: «отдай, пожалуйста», «не бери — это мое», а агрессивные эмоции переводите в сочувствие и понимание другого (малышу больно, давай его пожалеем, давай ему дадим совочек) или безобидные действия (топаем ногами, громко кричим, бьем подушку, кидаем мячики и т.п.).

Ситуация 12. Дети, сами выясняющие отношения

Вы разговаривали по мобильному телефону и на какое-то время упустили из виду своего малыша. Когда он вновь появился в поле вашего зрения, оказалось, что он уже не один, их двое (ваш малыш и еще малыш) и они спорят (или толкаются).

Между детьми часто возникает соперничество. Поэтому они время от времени начинают выяснять, кто сильнее, причем делают это разными способами. В такой «разборке» не стоит выяснять, кто первый начал и принимать чью–либо сторону.

Ваши действия (или) Подсказка:

- Если стычка происходит на равных, и нет серьезной угрозы для здоровья детей (то есть если они не дерутся, у них нет камней или палок в руках) – подождите и не вмешивайтесь.

- Если конфликт затягивается, набирает обороты или выявляется явно страдающая сторона, следует тут же вмешаться и разнять спорщиков.

- Первым делом переключите внимание на себя: «… (имя ребенка) и … (имя другого ребенка), посмотрите на меня».

- Далее переключите внимание детей с предмета их спора друг на друга: «Посмотрите друг на друга». Можно переключить внимание на какую-то деталь, как это делала Мэри Попинс: «У тебя пуговица расстегнулась. А у тебя руки грязные». Возможно, что уже на этом этапе конфликт будет исчерпан, и дети заулыбаются.

- Скажите о своих чувствах: «Мне нравится, когда вы дружно играете».

- Поговорите о дальнейших планах: «Во что ты хочешь играть? А ты во что?»

- Предложить общую игру.

Суммируя всё вышесказанное, приведем общие рекомендации:

• Относитесь к другому ребенку так же, как вы бы хотели, чтобы относились к вашему.

• Старайтесь использовать запрещающие слова в исключительных случаях. Вместо «нельзя ломать другому ребенку куличики» лучше сказать: «давай сделаем такие же куличики».

0

165

Источник: ВК, Клуб Молодых Мам (КММ)

Родом из детства


ДЕТЯМ НУЖНЫ ГРАНИЦЫ

«Если вы не ставите своим детям никаких границ, то вы... идиот. Пусть это звучит грубо, но как иначе сказать идиоту, что он идиот?

Как и во всем, среди идиотов есть свои подклассы.

— Хиппи, например, не ставят границ. Хиппи считают, что дети должны свободно перемещаться по миру. «Мир вам, братья».

— Лентяи тоже не ставят границ. Им кажется, что легче ничего не делать. Если бы!

— Беспокойные мамаши тоже не ставят границ. Они ни в чем не хотят стеснять своё драгоценное чадо из страха, что это повредит его хрупкой самооценке.

— Слюнтяи тоже не ставят границ, потому что они хотят стать не родителями, а друзьями своих детей. Они хотят быть со своими детьми наравне.

Все эти люди рано или поздно оказываются у меня в кабинете: хиппи, лентяи, беспокойные мамаши и слюнтяи. Все они в волнении задают один и тот же вопрос — почему их дети ведут себя так чудовищно?

Детям нужны границы! Определите правила, установите границы и придерживайтесь их как можно строже. В природе детей — двигаться вперед, пока они не наткнутся на какое-то препятствие. Некоторым детям достаточно просто знать, что препятствие существует, другим требуется несколько раз упереться в него со всего размаха, но границы необходимы всем.

Мир без границ — для маленького человека очень опасное и пугающее место. Границы словно говорят: «До этой черты можно идти, но дальше нельзя». Внутри границ царят спокойствие и безопасность. Границы помогают определить свое место в мире. Границы не только не позволяют выйти наружу, но и не пускают внутрь плохое».

Из книги Найджела Латты «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума»

0

166

История мальчика из бедной семьи, попавшего в частную школу

Женщина аккуратно, без вычурности одета, у нее четко артикулированная речь — похоже на телевизионных дикторов советских времен, и очень скупые жесты.

— Я пришла к вам без ребенка, но прошу вашего согласия поговорить со мной о нем.

— Да, разумеется, это совершенно нормально, ко мне часто приходят родители без детей. Как зовут вашего ребенка?

— У меня нет ребенка. То есть у меня есть дочь, но она уже взрослая и живет в Москве, отдельно от нас.

— Проблема у внука?

— Нет, внуков у меня пока нет.

Я была обескуражена. Племянники? Дети мужа от предыдущих браков?

— Поясните, о каком ребенке идет речь, — попросила я.

— Я учитель в гимназии. Преподаю русский и литературу. Речь пойдет об одном из учеников класса, в котором я являюсь классным руководителем.

Она назвала случайно известную мне, сравнительно давно существующую и очень дорогую частную гимназию, где учатся дети обеспеченных родителей, которые почему-то не смогли учиться в престижных государственных школах (все-таки именно туда у нас в Питере до сих пор стараются отдать детей «из хороших семей»). Этих детей привозят-увозят на машинах с шоферами, постоянно развлекают, все их материальные потребности удовлетворяются более чем с избытком. Понятно, что проблем от всего этого, личностных и социальных, возникает масса, но что может сделать с ними учительница русского и литературы?

— У этого ребенка нет никаких проблем.

— Простите, ничего не понимаю.

— Мне даже неловко говорить…

Тут у меня возникло совершенно дикое уже предположение, что эта женщина средних лет влюбилась в одного из своих учеников, и я твердо решила перестать гадать:

— Но вам придется сказать, потому что иначе мы с вами никуда не продвинемся.

— Да, конечно. С ребенком все в порядке. Проблемы, если их можно так назвать, возникают у нашего педагогического коллектива, и вот — я пришла с вами посоветоваться. Если совсем честно, то нам хочется от ребенка избавиться, но это в сложившихся обстоятельствах вроде как невозможно.

— Богатый папаша — главный спонсор гимназии? — не без язвительности поинтересовалась я, забыв о собственном решении, принятом две минуты назад.

— Все наоборот! — сказала моя посетительница и с учительской педантичностью уточнила: — Вот прямо на сто восемьдесят градусов наоборот.

История, которую она рассказала дальше, показалась мне весьма забавной.

Несколько лет назад коллектив гимназии и ее как бы попечители приняли волевое гуманитарное решение: а давайте мы возьмем талантливого ребенка из бедной семьи и будем учить его в нашей прекрасной дорогущей гимназии бесплатно. Это будет очень красиво, улучшит наши показатели по всем возможным социальным пунктам, ну и ребенку и его семье заодно поможем. К тому же это традиционно (гимназию свою они считают гуманитарной, немного православной и даже немного монархической): в Российской империи во всех практически гимназиях были бесплатные способные ученики «из низов».

Благородное решение одобрили практически единодушно. Одновременно все понимали: всё хорошо в меру — в гимназию вовсе не собирались брать ребенка из детского дома. Поискали, нашли очень подходящий вариант: мальчишка-четвероклассник занял второе место на городской олимпиаде по русскому языку и в том же году получил диплом на олимпиаде по окружающему миру. Семья живет сравнительно недалеко, от гимназии всего три остановки на автобусе. Потомственные ленинградцы. Мать — библиотекарь, отец был военным инженером, умер от инфаркта четыре года назад. Живут очень бедно. Поговорили приватно с учительницей мальчика, которая знает его уже четыре года. Она, когда поняла, о чем речь, даже расплакалась: «Господи, спасибо, да как же я за него рада! Он очень, очень способный и хороший мальчик, и семья хорошая. Спасибо вам огромное, вот от такого прям снова в людей верить начинаешь!»

Практически идеальный кандидат. Берем? Ну конечно берем.

Единственный обеспокоенный человек — гимназический психолог: коллеги, но у нас ведь тут очень-очень богатые ребята учатся. Они дорого одеты, у них гаджеты эти всякие. Или вот, допустим, кто-нибудь из них его в гости пригласит? В трехэтажный особняк с бассейном и бильярдом в подвале. Не будет ли у бедного ребенка от всего этого психологической травмы?

Но все уже воодушевились и от психолога отмахивались: в гости наши ученики друг друга почти не зовут, им некогда и незачем. А что касается одежды и вещей — ну так у нас, во-первых, гимназическая форма, а во-вторых, тут же все с самого начала ясно, а мальчишка точно не дурак, да и телевизор наверняка смотрит, а значит, знает, что люди по-разному живут.

— Что ж, психолог в итоге оказался прав? Парень закомплексовал и озверел?

— Даже и близко ничего подобного.

В пятый класс Яша пошел в новую школу. Адаптировался быстро. Знания у него отличные, схватывает на лету. В классе 12 человек (в его прошлом было 34) — считай, индивидуальный подход. Психолог за Яшей, конечно, присматривал. В конце первого триместра спросил: как тебе тут учиться?

— Просто офигенно интересно! — радостно ответил Яша. – Столько всего нового и забавного.

Одноклассники тоже приняли Яшу хорошо. Все они были слегка сонные и инфантильные, но в общем-то дружелюбно настроенные, так как мир никогда от них ничего особо не требовал и не делал им никаких гадостей. Яша завороженно, буквально открыв рот, разглядывал их гаджеты и кроссовки, внимательно и терпеливо слушал их косноязычные рассказы о поездках за границу. Расспрашивал о деталях их жизни. Одноклассникам Яшин интерес льстил (друг к другу они привыкли и друг другом почти не интересовались). Сразу несколько детей сказали родителям: я бы хотел Яшу к нам домой позвать. Лучше с ночевкой.

Самая ответственная мать (сама когда-то приехала из Череповца на конкурс моделей) посоветовалась с психологом: можно ли звать? Ребенку не повредит? Психолог вздохнул и разрешил: зовите!

Яша восхищался, прыгал от восторга и хлопал в ладоши:

— Вот это все твое?! И ты когда хочешь, можешь там плавать?! А вот это что — такой огромный телевизор?! А это — крокодил твоего папы?! А это его машина?! А он правда давал тебе порулить? И мне даст? Если шофер разрешит? Ну давай тогда его в другой раз попросим. Пожалуйста-пожалуйста!

К конце пятого класса семь из восьми классных мальчиков говорили: Яша — мой друг. Три девочки смотрели на Яшу искоса, но с интересом.

По просьбе-умолению одного из мальчиков его родители уже на первые осенние каникулы взяли Яшу в Прагу. Мать была против, но отец настоял: с этим мальчиком и наш пободрее кажется. В Праге Яша взял у мальчика гаджет, а у его родителей машину с шофером и за три дня сделал фотоподборку «Красные крыши», которая потом заняла третье место на каком-то сетевом международном фотоконкурсе (авторами считались Яша и мальчик вместе, ведь они и вправду вместе везде ездили).

Потом очень быстро Яша переоделся — одноклассники отдавали ему все старое, но почти неношенное. Обзавелся тремя гаджетами не самой новой модели. Оказалось, что Яша умеет делать чудесные, задорные психологические фотопортреты. Три девочки поколебались, но в конце концов нехотя признали: это не как фотосессии с родителями и селфи на фоне достопримечательностей — это живое. Яша предложил делать стенгазету про классную жизнь — его мама научила. Все поддержали. Дружно начали, но навыка нет — перессорились вдрызг. Яша решил: редколлегия три человека два месяца. Потом меняемся. Посмотрим, у кого лучше. Все согласились. То, что Яша остается «на все время», даже не обсуждалось. Один папа предложил дочери, когда пришла ее очередь, нанять в помощь журналиста-профессионала. Яша хохотал: «Как ты не понимаешь? Это же тогда не твоя газета будет, а его!»

Еще в пяти классах школы появились такие газеты. Три умерли через два месяца. В одном редколлегию возглавил учитель. Еще из одного пришла делегация из пяти девочек к Яше: «Ты можешь нам помочь?» — «Не вопрос! Конечно, помогу», — ответил Яша. Все три девочки-одноклассницы обиделись и три дня с Яшей не разговаривали.

* * *

— В каком классе Яша сейчас?

— В восьмом.

— И что же случилось? Почему вы хотите от него избавиться?

Учительница опустила голову. Помолчала. Я ждала.

— На фоне наших он слишком живой. Это уже всем заметно. И всех как-то не по-хорошему тревожит. Почти у всех его одноклассников нет никакой мотивации к учебе. Совсем никакой, понимаете? Концентрация внимания у них — не больше 15 минут.
Они не читают ничего, кроме своей френд-ленты. Мы, педагоги, конечно, всячески пытаемся их заинтересовать, но должны честно признать — вчистую проигрываем почти бессмысленному серфингу в интернете. Зачем им напрягаться?
Для них уже готовы места в институтах, и родительских денег им хватит на всю их жизнь. И они это знают. Они все хотят быть успешными блогерами или шоуменами, но им совершенно нечего сказать и даже показать миру, кроме того, что опять же куплено на деньги их родителей. Они незлые, неглупые, но все очень вялые.
Понимаете, у нас есть дети из выпускных классов, которые никогда не бывали в метро… А Яша зубами хватается за любое новое знание. На уроках все время задает вопросы, приносит какие-то задачи, информацию, просит что-то объяснить. Он много читает, побеждает на олимпиадах, раздает какие-то листовки, чтобы заработать, был сторонником Навального, но потом разочаровался в нем, свободно ездит по всему городу, навещает старую бабушку в поселке Сосново, колет ей дрова, вскапывает огород.
В этом году он написал работу на олимпиаду по истории и обществознанию: «Социальные проблемы на Филиппинах — взгляд современных англоязычных СМИ и филиппинских домработниц, живущих в России (Санкт-Петербург). Сравнительный анализ».

Я не смогла удержаться от восхищенного хихиканья, но учительница лишь грустно улыбнулась:

— Мы все ее читали — это хорошая основа для магистерской диссертации. Один отец (филиппинская няня его младшей дочки была одним из основных информаторов Яши при написании этой работы) напрямую спросил меня как классного руководителя: что мы все — родители и педагоги — делаем не так?
Вы специалисты высокого уровня, мы платим за образование наших детей огромные деньги, создаем им все условия — почему такой странный результат?

После этого мы в учительской сели, поговорили и поняли, что зашли в тупик. С одной стороны, от Яши надо избавляться, а с другой стороны — для этого нет ни одного повода. Ему у нас хорошо и безусловно удобно. Он ни разу ничего не нарушил.

— Вы хотите сохранить лицо?

— Да, конечно.

Я задумалась. Одна из ситуаций, в которых «никто не виноват и всех жалко».

«Слишком живой» и изначально талантливый Яша, который уже давно прекрасно понимает, что в жизни ему придется «пробиваться» самому, на все сто процентов использует случайно доставшиеся ему возможности дорогой гимназии. А для его одноклассников это все «само собой» и «всегда так было и будет» — зачем напрягаться?
Яша векторно направлен во взросление, в самостоятельную жизнь, где не будет поблажек и поддержек, где придется думать, анализировать, обобщать, сражаться. А его одноклассникам в общем-то не к чему стремиться — у них и так все есть. Какая у них мотивация к взрослению?
И понятно беспокойство работодателя филиппинской няни: почему эту работу не написал мой сын? Потому что он просто не Яша и менее талантлив или тут есть что-то еще? И понятна тревога и растерянность учителей: мы же честно работаем за свою хорошую зарплату и честно пытаемся заинтересовать своих учеников…

Противоречие налицо, и оно уже вот-вот начнет отражаться на Яше. Значит, пришло время двигаться дальше. Но куда?

Я вспомнила одного своего однокурсника по университету, парня из какого-то небольшого города в средней России, на которого, судя по описанию, Яша был очень похож. В восьмом классе он был победителем всесоюзной олимпиады по биологии, прошел конкурс, поступил в интернат при ЛГУ, там жил и учился и оттуда же поступил на биофак.

— А интернат при ЛГУ еще жив? — спросила я наконец.

Женщина несколько секунд молчала, соображая, потом медленно кивнула.

— Вот честный выход, решающий сразу все ваши проблемы. Вы требуете конфиденциальности и говорите Яше и потом отдельно его маме: ты перерос нашу гимназию. Чтобы двигаться вперед, развиваться, твоим мозгам нужна питательная среда другого сорта. Мы подготовим тебя и поможем всеми нашими силами, но в девятый класс ты пойдешь не сюда, а в гимназию при Петербургском университете. Он сможет поступить? Если я правильно помню, там естественно-научный цикл, а Яша — явный гуманитарий.

Женщина задумалась.

— Полагаю, он может воспринять это как вызов своим возможностям и откликнуться. Но ему же все равно будет обидно?

— Вы разве еще не поняли? Яша еще в пятом классе прекрасно умел выворачивать свои обиды наизнанку — неловко становилось вовсе не ему, а тому, у кого были лишние гаджеты, кроссовки и крокодилы.

— Вы думаете, он уже тогда понимал?

— Ребенок с таким интеллектом? Да я вас умоляю. Он и сейчас использует ситуацию на все сто, вот увидите.

— Мы попробуем. Но если он откажется, мы ведь не сможем его выгнать?

— Конечно, не сможете, — уверенно сказала я (это все, что я могла сделать для Яши). — Ведь это будет вашим моральным и даже профессиональным крахом. Давайте вот что — вы мне потом позвоните и скажете, как он отреагировал, ладно?

— Да, конечно.

* * *

Она позвонила только через неделю (надо думать, всю неделю они там собирались с духом).

— О, слава богу, он очень спокойно отреагировал.

— Но как же конкретно?

— Он сказал: ну что ж, вечной халявы не бывает. Спасибо вам за все. А когда я начну дополнительно математикой заниматься? Сегодня уже поздно?

Автор — Катерина Мурашова (Сноб)

0