Что такое харассмент простыми словами и как его отличить от хорошего расположения
В последнее время в обществе и СМИ все чаще поднимается вопрос о харассменте со стороны начальства. И если раньше о домогательствах на рабочем месте было не принято говорить открыто, то сейчас едва ли не каждый месяц происходят новые громкие разоблачения и скандалы. Тема стала настолько актуальной, что обросла множеством мифов и предрассудков, из-за которых острая проблема многими воспринимается как очередной хайп и попытка привлечь внимание.
О том, что на самом деле подразумевается под харассментом, какие отношения допустимы на рабочем месте и что делать, если вы стали жертвой домогательств, рассказывает Анастасия Батхина – психолог, кандидат психологических наук, сотрудник НИУ ВШЭ.
Харассмент и домогательства
Что подразумевается под харассментом и домогательствами?
Под харассментом понимают довольно широкий спектр различных поступков, которые каким-либо образом задевают или унижают человека, а также пугают, вызывают чувство стыда и неловкости. Это могут быть разного рода действия, начиная от непристойных шуток, вопросов об интимной жизни, намеков сексуального характера и заканчивая прикосновениями, поглаживаниями без разрешения и так далее. То есть все, что заставляет человека чувствовать себя неловко, создает недоброжелательную и неблагоприятную обстановку.
Как отличить домогательства от хорошего расположения начальства?
С первого взгляда действительно не всегда понятно, как отличить харассмент от хорошего отношения начальника к подчиненному. Но можно задать два вопроса, чтобы для себя разграничить эти понятия. Касается ли дружеское отношение только рабочих вопросов, не несет ли оно какой-то сексуальный подтекст? И второй – являются ли люди, между которыми происходит этот вид коммуникации, только коллегами или еще и друзьями? Если они достаточно близки, то в этом случае у них смешиваются рабочие и дружеские отношения, что не относится к харассменту.
Уместны ли со стороны начальства комплименты, дружеские прикосновения?
Переход личных границ без разрешения, особенно если в этом чувствуется сексуальный подтекст, недопустим. Если речь идет о коллегах, которые давно работают вместе и для них дружеское похлопывание по плечу приемлемо, то ничего аморального в этом нет. Но когда мы говорим о действиях руководителя в отношении подчиненного, то касаться тела неуместно и неправильно, потому что любые прикосновения (кроме рукопожатий) – это вход в так называемую интимную зону человека.
Важно помнить, что любые заигрывания и ухаживания на рабочем месте неуместны: оставить на столе шоколадку, пригласить на ужин и так далее.
То же самое касается комплиментов с сексуальной коннотацией. Приведем несколько примеров: отметить, что у сотрудницы стильный костюм, – это нормальная форма вежливости. Сказать, что новое платье подчеркивает ее сексуальную фигуру, – это уже домогательство. Фраза «мои двери для тебя открыты, приходи с новыми идеями в любое время» касается рабочего взаимодействия, ничего аморального в ней нет. Но если она звучит в контексте «приходи, поболтаем, выпьем вина», то это уже нерабочий подход.
Как отделить ложные обвинения в домогательствах от правдивых?
Настоящей жертве сложно решиться кому-то рассказать о том, что с ней произошло. И в России ситуация, когда кто-то дает ложные обвинения, пока крайне сомнительна. Дело в том, что у нас нет закона о домогательствах. Есть статья о принуждении к действиям сексуального характера, поэтому, если вас пытались склонить к интимной близости (шантажом или угрозой) и у вас есть доказательства, то можно обратиться в суд.
Однако если речь идет о подмигиваниях, неприемлемых комплиментах и других действиях, которые относятся именно к харассменту, а не к попыткам сексуального насилия, то здесь можно только подать жалобу в отдел кадров или вышестоящему руководству – идти в суд с такими претензиями, к сожалению, бесполезно.
В западных странах все регулируется гораздо строже, есть закон о харассменте, и там действительно можно за подмигивание лишиться должности. У нас пока жертва домогательства является наименее защищенной стороной.
Как действовать женщине, если начальник переходит грань рабочих отношений?
В более продвинутых компаниях есть возможность давать обратную связь на своего руководителя, поговорить с вышестоящим руководством, чтобы они предприняли меры. У нас пока все довольно плохо в этом вопросе, и женщине необходимо самой себя защищать.
Если она считает, что начальник пытается вступить с ней в нерабочие отношения, то ей нужно в первую очередь поговорить с ним и сказать, что ей это неприятно. Если человек адекватный, он извинится и прекратит нарушать личные границы. Если же начальник всё отрицает или грозится наказанием, то стоит оставить жалобу вышестоящему руководству или HR-службе и подумать о смене подразаделения или даже компании. Важно помнить, что психологическое благополучие должно быть дороже рабочего места при таком токсичном руководстве.
В любом случае нужно все обсудить с человеком, и если последует неадекватная реакция, с ним не стоит работать – это непредсказуемо и опасно.
Как защитить себя психологически?
Когда по отношению к человеку происходит любого рода насилие, а харассмент можно отнести к эмоциональному и сексуальному виду насилия, срабатывает определенная реакция. У нас есть такие базовые иллюзии и представления о жизни, нам кажется, что если мы будем все делать правильно, если будем хорошими и правильными, то с нами все будет в порядке. Поэтому, если с человеком происходит что-то плохое, он начинает думать, что с ним что-то не так и он сам виноват в сложившейся ситуации.
Кроме того, в постсоветской культуре довольно распространено явление, которое называется victim blaming – то есть обвинение жертвы в произошедшем насилии. Часто слышишь такие фразы: сама виновата, села к незнакомцу в машину, пила алкоголь, носила короткую юбку, и так далее.
Такие установки есть в том числе у женщин: если я буду правильной, не буду носить короткие юбки, то со мной ничего плохого не случится. К большому сожалению, это не работает. И с правильными, хорошими людьми происходят плохие вещи. И жертва не виновата в насилии. Если вы стали жертвой харассмента и чувствуете за происходящее вину, не можете это прекратить и дать отпор, важно обратиться за помощью, рассказать кому-то из близких, поработать с психологом.
Какие отношения допустимы на рабочем месте
Что допустимо, а что нет в отношениях между начальником и подчиненным?
Рабочие отношения не просто так называются – они должны оставаться в контексте работы. В том случае, если общение не переходит в пласт личных отношений, руководство может проявлять хорошее отношение различными способами. Дарить корпоративные подарки от лица компании, а не лично от начальника. Дарить презенты на Новый год, 8 Марта, но всем сотрудницам и централизованно. То же самое в отношении походов в ресторан, бар, выездов на природу – если это корпоративная традиция, все регламентировано и принимают участие все сотрудники, то это замечательно.
Что допустимо в отношениях между коллегами?
В отношениях между двумя коллегами строгих предписаний нет. Многие сотрудники дружат между собой, и здесь нет ничего плохого, хотя могут возникнуть проблемы, если люди не умеют дифференцировать рабочие и нерабочие отношения.
Романтические отношения – тоже довольно частая история на рабочем месте, и здесь нет однозначного мнения. Можно привести аргументы и за и против. Есть опасения, что личные отношения будут мешать рабочим. Если такое происходит, нужно дать честный ответ на вопрос: смогут ли они быть объективными и непредвзятыми в рабочих отношениях? Если ответ «нет», то будет честно по отношению к работодателю разойтись по отделам и подразделениям, чтобы не работать над совместными проектами.
Как начальник может похвалить сотрудников?
Дружелюбное отношение руководителя должно касаться именно рабочих моментов, рабочих процессов. У руководителя есть все формы и инструменты, чтобы выражать это хорошее отношение в рамках рабочих процессов. Он может отмечать их достижения, хвалить, выражать поддержку, готовность к диалогу. Он может выстраивать систему материальных и нематериальных поощрений. В менеджменте все очень хорошо расписано – как, оставаясь в рамках рабочих отношений, мотивировать сотрудников и выстраивать дружелюбную атмосферу в коллективе.
Может ли начальник заводить любимчиков?
Слово «любимчик» употребляется в отношении человека, к которому начальство очень хорошо относится, и при этом он необязательно является лучшим сотрудником. И здесь речь идет про предвзятость, иррациональный эмоциональный выбор руководителя. Начальник должен выстраивать систему поощрений, отмечать сотрудников и хвалить, но это не должно превращаться в ситуацию, когда начальник все время ставит какого-то сотрудника в пример или какому-то сотруднику все позволяется – опаздывать, уходить раньше, – а другим нет. Отношения должны быть равными. Есть давно придуманные и апробированные системы управления человеческими кадрами и системы выстраивания мотивации внутри компании. Если у начальника с этим проблемы, то нужно изучить менеджмент, чтобы для себя этот вопрос решить.
Как быть, если между начальником и подчиненной возникли взаимные чувства?
Отношения между коллегами и отношения между начальником и подчиненным – это разные случаи. Коллеги находятся в равной позиции, а начальник обладает большей властью по отношению к подчиненным и большей ответственностью. Поэтому если между начальником и подчиненной случился роман, то наиболее правильным решением и честным по отношению ко всем, в том числе другим коллегам, будет не работать вместе. В этом случае предвзятости не избежать, и она затронет и других участников процесса. Это ситуация, где нужно выбирать – место работы или отношения. С этической точки зрения это самое правильное.
Автор: МАРИЯ БЕЗРУКОВА