старо почти как я, но все еще актуально. Отрывок из книги.
Психика vs физика / психосоматика
Итак, все вы, наверное, знаете этот вечный холивар: что является первопричиной болезни – психическое состояние, или физическое? С какой стороны начинать лечить?
Версию о том, что все болезни случаются случайно в результате инфекций и т.п., мы отбросим как несостоятельную. Остановимся на том, что болезни, по большей части, обусловлены образом жизни человеком. В конце концов, сопротивляемость тем же инфекциям (иммунитет) сильно варьируется, и тоже определяется способом жизни.
А вот способ жизни, можно разложить на несколько составляющих. И тогда уже искать связь между ними. Итак, составляющие:
- физическая активность: количество и разнообразие физических нагрузок; возможность делать паузы между нагрузками, отдыхать и восстанавливаться. Если нет нагрузок – тело атрофируется. Поэтому «физики» говорят, что причина всех болезней – гиподинамия. Если нет отдыха – тело сна-чала перенапрягается, а потом разрушается, т.к. не успевает регенерировать. Значит, секрет не просто в количестве и разнообразии физической нагрузки, но в правильном чередовании напряжения и отдыха.
- психическое окружение, уровень стресса. Вообще говоря, человек человеку сверхраздражитель, поэтому любое присутствие другого человека – это нагрузка для психики. При этом, наш мозг по-разному обрабатывает общение с одним человеком или с группой, с деловыми партнерами или родственниками, и т.д. Буквально, для каждого типа общения предусмотрен свой сценарий, и разные отделы мозга задействуются. Значит, по аналогии с «физикой», здесь важно и разнообразие психической нагрузки, и паузы в виде возможности побыть в одиночестве. А что мы имеем по факту? На работе – толпа народу (для мозга больше чем один – уже толпа). Дома тоже толпа народу. Дорога туда и назад – в толпе народу. Постоянный информационный шум в виде телевизора, радио, интернета, соцсетей и т.п. В результате, общение один-на-один почти выпадает; про одиночество я вообще молчу. О каком балансе психической нагрузки мы можем говорить в таких условиях?
Между тем, давно известно о связи между моторикой и процессом мышления, например: думать эффективнее в неподвижности, но принятие решений нужно фиксировать физическим действием, закреплять моторикой. Это значит, что психическое окружение непосредственно влияет на нашу физическую динамику.
Например, в стрессе мы склонны ограничивать свою физическую активность, ограничивать амплитуду движений, или вовсе замирать. Даже простого присутствия другого человека рядом достаточно, чтобы мы начали подсознательно ограничивать, «сковывать» свои движения. Подстраиваться. Это уже предпосылки гиподинамии. Естественно, на разных лдей, на разные типы отношений мы реагируем по-разному. По-разному «сковываем» себя.
Если же кто-то есть рядом постоянно, это «самосковывание», по сути, не прекращается никогда. Какие именно движения начинают «выпадать» - это у всех по-разному, конечно. Но именно эти «потерянные» движения и определяют, какими болезнями мы обзаведемся.
Кроме того, возникает нарушение режима дня. Мне, например, лучше думается в первой половине дня, но только если вокруг тихо. Думать в шуме я не могу. В результате, я вынужден смещать свое думанье в то время суток, когда тихо, потому что все спят. Т.е. в ночь. И тогда я получаюсь «сова».
Аналогично и с режимом питания. Известно, что с помощью пищи мы, среди прочего, пытаемся регулировать свое психическое состояние. Начиная с простейшего «заедания» стресса, и заканчивая тем, что некоторые люди в стрессе во-обще не могут есть; а другие очень даже могут, но не слышат сигнал о насыщении организма, потому что вкус еды им для того и нужен – чтобы отвлечься и не слышать ничего вокруг.
При этом, любая физическая нагрузка в состоянии эмоционального стресса вряд ли пойдет человеку на пользу. Т.е. бег трусцой по парку и бег галопом с сумкой по магазинам – это совсем разные виды спорта, и они не взаимозаменяемы. Если в состоянии психического стресса, вы попробуете дать нагрузку на «скованную» группу мышц – скорее всего, вы эти мышцы травмируете.
Таким образом, психическое окружение и общий уровень стресса оказывают едва ли не решающее влияние на наш режим дня (сна), режим питания, содержание этого самого питания, цикл физической и ментальной активности и т.д. и т.п. Недаром говорят, что характер – это прерывание естественной саморегуляции организма ! Да, психосоматика — это именно плата за социализацию.
То, какие люди постоянно присутствуют рядом с нами, и наши отношения с ними – определит наши психосоматические симптомы. Но что характерно, изменить свои отношения с ними – невозможно без их участия; это игра всегда для двоих. Можно до некоторой степени изменить свое от-ношение к ним; но даже для этого нужно, прежде всего, отдалиться от них на какое-то время. И даже после этого, нужно тщательно дозировать общение. Проблема ведь не в том, что человек человеку стресс, а в том, что это статичный стресс: в рамках работы и семьи у нас крайне мало возможностей, например, отдыхать от него наедине с собой. Как и в случае с физической нагрузкой, которая тоже стресс – все решает разнообразие и возможность отдыха. Сравните, кстати, с классической фантазией о том, что отношения — это "всегда вместе".
С другой стороны, так же очевидно, что с помощью физической активности можно влиять на свое эмоциональное со-стояние; и это в какой-то степени компенсирует влияние психического стресса. Другое дело – зачем? Зачем искать способы компенсации, не лучше ли подумать о том, как по-влиять на причину? То есть – избавиться от токсичных людей в своем окружении, и наладить здоровую динамику встреч и расставаний с остальными? Но это уже задача психологии и психотерапии.