HELEN CHANNEL - международный форум-рупор об исследованиях прошлых воплощений, а также о жизни в текущем воплощении

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Материалы по феноменам мозга и глубинной, долгосрочной памяти

Сообщений 21 страница 28 из 28

21

Все, что Вы не знали о волнах мозга

Экология познания: Тридцатиминутная сессия на 5-ти герцах заменяет 2—3 часа сна, позволяя просыпаться рано утром более бодрым. Попробуйте слушать по полчаса перед засыпанием и утренним подъемом.

Так называемые «мозговые волны» (brainwaves) представляют собой излучаемые мозгом электромагнитные волны малой интенсивности, с частотой от 1 до 40 герц, которые успешно фиксируются приборами, например, электроэнцефалографом (ЭЭГ). Выделяют пять основных групп волн мозга.

Дельта-волны (0,5-3 Гц): Появляются в период глубокого сна, транса, гипноза.

Тета-волны (4-7 Гц): Возникают во время сна, глубокой релаксации и медитации. Увеличивают способности памяти, фокусировку внимания, стимулируют фантазию, способствуют ярким снам. Некоторые люди отмечают, что полчаса тета-волн в день заменяют 4 часа обычного сна.
Тета-волны появляются, когда спокойное, умиротворенное бодрствование переходит в сонливость. Колебания в мозге становятся более медленными и ритмичными, в диапазоне от 4 до 8 Герц. Это состояние называют еще "сумеречным”, поскольку в нем человек находится между сном и бодрствованием. Часто оно сопровождается видением неожиданных, сноподобных образов, сопровождаемых яркими воспоминаниями, особенно детскими. Тета-состояние открывает доступ к содержимому бессознательной части ума, свободным ассоциациям, неожиданным озарениям, творческим идеям.

Используя тета-стимуляцию мозга всего за три недели можно научиться достигать творческих состояний в любое время и в любом месте - по желанию.

Альфа-волны (8-12 Гц): Фиксируются в состоянии, пограничном между сном и пробуждением, медитации, вызывают положительные эмоции, чувство комфорта и гармонии. Используются в различных «скоростных» методиках аудио/видеообучения, например, на кассетах с курсами по изучению иностранных языков. Даже чтение учебника под тета-волны способствует большему усвоению материала. В альфа-диапазоне лежит также полоса частот, известная как «резонанс Шульмана» (частоты, резонирующие с магнитным полем Земли).

Альфа-волны возникают, когда мы закрываем глаза и начинаем пассивно расслабляться, не думая ни о чем. Биоэлектрические колебания в мозге при этом замедляются, и появляются "всплески” альфа-волн, т.е. колебаний в диапазоне от 8 до 13 Герц. Если мы продолжим расслабление без фокусировки своих мыслей, альфа-волны начнут доминировать во всем мозге, и мы погрузимся в состояние приятной умиротворенности, именуемым еще "альфа-состоянием”.

Исследования показали, что стимуляция мозга в альфа-диапазоне идеально подходит для усвоения новой информации, данных, фактов, любого материала, который должен быть всегда наготове в вашей памяти.

На электроэнцефалограмме (ЭЭГ) здорового, не находящегося под влиянием стресса человека, альфа-волн всегда много. Недостаток их может быть признаком стресса, неспособности к полноценному отдыху и эффективному обучению, а так же свидетельством о нарушениях в деятельности мозга или болезни. Именно в альфа-состоянии человеческий мозг продуцирует больше вета-эндорфинов и энкефалинов – собственных «наркотиков», отвечающих за радость, отдых и уменьшение боли. Также альфа волны являются своеобразным мостиком - обеспечивают связь сознания с подсознанием.

Многочисленными исследованиями методом ЭЭГ установлено, что люди, пережившие в детстве события, связанные с сильными душевными травмами, имеют подавленную альфа активность мозга. Аналогичную картину электрической деятельности мозга можно наблюдать и у людей, страдающих посттравматическим синдромом, полученным в результате военных действий или экологических катастроф. Поскольку в альфа-диапазоне лежит сенсорно-моторный ритм, то становится понятным – почему у людей, страдающих посттравматическим синдромом, затруднен произвольный доступ к чувственно-образным представлениям (на которых, кстати, строится вся традиционная безлекарственная психотерапия).

Бета-волны (13-30 Гц): Возникают в активном, бодром состоянии. Высокая активность бета-волн всегда соответствует большому выделению стресс-гормонов.

Гамма-волны (30 Гц и выше): идут бок о бок с понятиями «гиперсознание», «гиперреальность». Во всяком случае, так полагает лауреат Нобелевской премии, сэр Фрэнсис Крик и некоторые другие ученые.

Установлено, что стимуляция мозга этими волнами извне приводит его в состояние, в котором волны возникали натуральным путем. Например, крайне возбужденного (бета-состояние) человека можно расслабить, стимулировав мозг альфа волнами на протяжении пяти минут.
Сама технология процесса замысловата. Человек, как известно, весьма туг на ухо и слышит звук в диапазоне от 16 герц до 20 килогерц. Есть, конечно же, исключения, но... Это исключения. А наша задача — стимулировать мозг через ухо, причем с помощью стереонаушников. КОЛОНКИ НЕ ПОДХОДЯТ! Другие способы мы рассматривать не будем, так как говорим о мозговых волнах в звуке.

Суть рассматриваемой технологии проще пояснить на примере. Пусть нам нужно стимулировать мозг 10-ю герцами. Для этого... Подаем в левое ухо равномерный тон в 500 герц, а в правое — на 510 Гц. Их «микширование» происходит уже в мозге. При этом 510 Гц — 500 Гц дают нам как раз 10 Гц. Эта разница, воспринимаемая мозгом, именуется бинауральным колебанием.

В нашем примере с тем же результатом можно применять такие пары значений, как, скажем, 400 и 410, 800 и 810, но не выше 1000. Умение чередовать и применять различного типа волны — целое искусство, и материала по этому поводу хватит на толстую книгу.
Дэйвид Джонсон, больший специалист по этому вопросу, чем я, советует следующее:

Мгновенная релаксация и снятие стресса — используйте частоты между 5 и 10 Гц для различных уровней релаксации.

Замена сна — тридцатиминутная сессия на 5-ти герцах заменяет 2—3 часа сна, позволяя просыпаться рано утром более бодрым. Попробуйте слушать по полчаса перед засыпанием и утренним подъемом.

Борьба с бессонницей — волны между 4 и 6 герц в первые 10 минут, затем переход к частотам ниже 3,5 Гц (на 20-30 минут), постепенно спускаясь к 2,5 Гц перед окончанием.

Поднятие тонуса — тета-волны (4-7 Гц) по 45 минут в день.

Отчетливые зрительные образы (напр., для художников) — немного волн на 6 герцах, затем повышение к 10.

Облегчение мигрени и головной боли — экспериментируйте с комбинациями альфа и тета.

Снижение симптомов депрессии — и вновь, комбинации альфа и тета, преимущественно тета.

Ускоренное обучение — от 7 до 9 герц, пока играет обучающая запись. Это повышает усвоение материала. Также в процессе обучения (например, путем чтения) делать каждый полчаса 10-тиминутные перерывы, в коих прослушивать альфа-волны (10 герц).

Программирование подсознания — используйте от 5 до 7 герц пока играет запись (нечто вроде полуторачасовых повторений «я спокоен, я расслаблен»), либо сделайте свою собственную запись и добавьте в нее волны, смикшировав их с записью и отрегулировав громкость.

Улучшение интуиции — в этой области помогут тета-волны, 4-7 герц.

Достижение высоких состояний сознания — и вновь тета, с минимум получасовым сеансом в день. Ждите результатов где-то через месяц.

Следует помнить что стимуляция мозговыми волнами КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВОПОКАЗАНА:

1. Людям, страдающим эпилепсией, аритмией и другими сердечными заболеваниями. Стимуляция человека из первой категории бета волнами определенной интенсивности в течение 30 мин. вызывает припадок.

2. Людям, имеющим сердечные стимуляторы.

3.Людям с тяжелыми расстройствами психики.

4. Принимающим психоактивные наркотические вещества, а также находящимся в алкогольном опьянении. опубликовано econet.ru

0

22

БЕТА ВОЛНЫ

Бета-волны – это быстрые волны, низкой амплитудой, приблизительно от 14 до 40 циклов в секунду (Hz).

Бета-волны генерируются естественным путем, когда мы находимся в состоянии бодрствования, тревожном состоянии сознания.

Изначально бета-волны представляют собой процесс обработки данных,  включающий сотни мелких вычислений между двумя ближайшими областями коры,  которые работают вместе для достижения результата ("Что это был за звук или образ?", "Сколько будет  2 + 3?", "Это опасно?", "Я боюсь», «Что мне делать?").

Существуют 3 основные подгруппы бета-волн: Гамма (от 35 до 40 Hz), Бета 2 (от 24 до 34 Hz) и Бета 1 (от 14 до 23).

Гамма волны, самые быстрые, отражают пиковую деятельность сознания. Чрезмерная активность бета 2 связана с повышенными эмоциональными состояниями, такими как волнение и страх. Частоты бета 1 связаны с познавательными процессами, такими как решение проблем и мышление.

АЛЬФА ВОЛНЫ

Альфа волны вибрируют в диапазоне примерно от 8 до 13 Hz. Альфа активность представляет собой вибрации между фрагментами коры и зрительным бугром, известным как корково-таламическая петля.

Альфа волны проявляются в период сенсорного покоя (например, в тихой комнате с закрытыми глазами), умственной релаксации, глубокой релаксации, медитации или умиротворенного сознания (диссоциации).

Альфа волны – вожделенный результат медитирующих.

Традиционные методы медитации требуют 10 лет практики, чтобы достичь производства идеальных альфа волн. Производство альфа волн сокращается в момент обработки данной частью мозга сенсорной информации, а также в процессе решения проблем и познавательной активности.

Увеличение количества альфа волн дает:

чувство умиротворения
улучшенное академическую успеваемость
тепло в конечностях
повышенную производительность на рабочем месте
ощущение благополучия
снижение тревожности, улучшение сна
улучшение иммунной функции.
Считается, что самые креативные гении, такие, как Эйнштейн, постоянно пребывали в почти неизменном альфа состоянии.

Большинство из таких творческих людей имели плохую успеваемость в школе и считались неблагополучными учениками. Возможно, они были слишком сконцентрированы на творческой активности, чтобы уделять внимание учебе.

В последние несколько лет были выделены новые подгруппы альфа волн. Мю волны (иногда их называют Тальфа) пограничны между Альфа/Тета волнами (от 7 до 9 Hz). Их активное производство ассоциируется со здоровым состоянием сознания, дающим исключительную интуицию и опыт личной трансформации.

Некоторые исследователи уверены, что «здоровая» мю активность может  снижать состояние беспричинного гнева и тревоги от скрытых проблемных воспоминаний детства или душевных травм прошлого. Примеры этих волн мозговой активности -  резонанс Шумана или «пятая стадия» медитации.

Тем не менее, признаком плохого ментального здоровья является состояние, когда человек не может сознательно контролировать свою мю активность и «зацикливается» на мю. Долговременное, неконтролируемое, производство мю волн часто наблюдается у людей, страдающих от расстройств, связанных с низкочастотной активностью мозга, как, например,  дисфункция внимания, предменструальный синдром, сезонные аффектиные расстройства, хроническая усталость, депрессия и закрытые травмы мозга.

ТЕТА ВОЛНЫ
Частоты тета волн - от 4 до 8 Hz.

Тета волны ассоциируются с состоянием сна, «сумеречным» состояние, состоянием гипнотического транса, БДГ – фазой сна и состоянием сновидений.

В этом состоянии увеличивается активность памяти. Память улучшается (особенно долговременная память), повышается доступ к подсознанию, возможность свободных ассоциаций, повышается креативность, имеют место неожиданные озарения.

Это таинственное, особое состояние сознания. Долгое время ученые не могли исследовать это состояние мозга, т.к. обычный человек не может долгое время в нем оставаться без того, чтобы ни свалиться в сон (что также дает большое количество тета волн).

ДЕЛЬТА ВОЛНЫ

Дельта волны – самые медленные волны мозговой активности с частотой, колеблющейся от 1 до 4 Hz. Дельта волны доминируют, когда мы засыпаем и продолжают преобладать в состоянии глубокого сна.

Повышенная активность дельта волн наблюдается также как следствие мозговых травм, когда сформировалась ткань рубца (обратная связь корково-таламической петли нарушается). Возрастает очевидность того факта, что некоторые люди могут оставаться в неком подобии сознания на фоне активности дельта волн.

Некоторые исследователи уверены, что дельта-волны присутствуют у целителей в состоянии «целительства» и у экстрасенсов во время получения информации.

В течение нескольких минут мозг обычно производит некоторое количество всех видов волн. Однако, для специфического вида активности или поведения мозг способен производить изначально волны одной группы.

По сути, волны мозговой активности подобны волнам озера. Когда дует сильный ветер, большие волны появляются далеко в озере (большая амплитуда, низкая частота). А когда мы бросаем в озеро камешек, появляются небольшие волны очень близко к месту волнения (низкая амплитуда, высокая часота).

http://www.mindmachine.ru/book/1-1.htm

0

23

Развенчание материализма: о нематериальной природе сознания

Материализм и идеализм – это две большие философские школы, существующие более 2000 лет. Их противостояние сохраняется до сих пор. Некоторые говорят, что история философии – это история борьбы между материализмом и идеализмом. Одни утверждают: «После смерти человек превратится в прах». Другие говорят: «Нет, даже если физическое тело умирает, сознание остаётся и продолжает жить». Эти два диаметрально противоположных утверждения зависят от того, каких взглядов придерживается человек.

Можно ли утверждать, что материализм на самом деле верен, а идеализм неверен? Или наоборот, материализм неверен, а верен идеализм? А может быть, обе эти идеи неверны?

Давайте рассмотрим эту фундаментальную проблему философии, для того чтобы научиться правильно воспринимать мир и должным образом изменить его. Материальное ещё не создавало духовного Известно, что наука до сих пор утверждала верность материализма, используя такие аргументы, как развитие биологии; теорию эволюции Дарвина; тот факт, что Земля, состоящая из материи, имеет гораздо более древнюю историю, чем человечество, наделённое интеллектом; или же положение физиологии мозга, утверждающее, что «сознание порождается мозгом». Опираясь на такую «научную» основу, материализм заявлял о своей правоте.

Тем не менее очевиден тот факт, что материализм ещё не привёл самого основного научного доказательства, которое прочно обосновало бы его верность. Существовала обнадеживающая перспектива, что однажды человечеству удастся усилиями науки создать живое на основе неживой материи. И что мы имеем? Человечеству до сих пор не удалось сделать этого. Тем более нет надежды на создание сложного сознания, подобного человеческому.

Здесь может возникнуть возражение: «Наука развивается, поэтому нельзя заявлять, что подобное невозможно». Однако если человек, утверждая, что «жизнь и сознание произошли из материального», убеждён, что важны научные доказательства, тогда он не сможет согласно этой позиции заявить: «Материализм верен», а может только предположить: «Есть вероятность, что материализм верен». В действительности, что касается теории эволюции Дарвина, на которой базируются доказательства материализма, то современные молекулярная биология и генетика не только не сумели доказать её верность, но, напротив, выявили, что не все в ней последовательно. Человеческое сознание превосходит деятельность мозга является ли верным утверждение материализма о том, что духовное порождается материальным, другими словами, следует ли опираться на суждение «сознание порождается мозгом»? В последнее время многие учёные высказывали свои сомнения относительно истинности этой точки зрения.

В частности, профессор Экклз, нейрофизиолог из Австралии, получивший в 1963 году Нобелевскую премию за успехи в области физиологии мозга, на лекции в университете г. Осака сказал: «Я располагаю экспериментально подтверждённым доказательством того, что работа сознания не может быть объяснена деятельностью мозга». 

Рассмотрим подробнее это заявление. Ян Стивенсон, ведущий профессор отделения психиатрии на медицинском факультете университета в Вирджинии, который возглавляет и Академию высшей психологии, указал на следующие пять проблем, которые возникают, когда мы принимаем идею материализма, гласящую: то, что называется сознанием, есть не что иное, как проявление деятельности мозга.

«Во - первых, знания о мозге, имеющиеся в нашем распоряжении, не позволяют объяснить работу сознания…

Во - вторых, знания о мозге, имеющиеся в нашем распоряжении, не позволяют объяснить, как люди создают в своём сознании образы…

В-третьих, знания о мозге, имеющиеся в нашем распоряжении, не позволяют удовлетворительно объяснить суть механизма работы памяти.

В - четвёртых, психические явления не возникают ни в том пространстве, к которому мы привыкли в повседневной жизни, ни в физическом пространстве, описанном физиками… Даже если два человека находятся в одном и том же месте, далеко не ясно, пребывают ли они в одном и том же ментальном пространстве, несмотря на их нахождение в одном и том же физическом пространстве.
Даже если моя мыслительная деятельность происходит в одном пространстве с другими людьми, они, как правило, не могут узнать о ней.
Сознание человека в целом защищено от вторжения посторонних мыслей в личностное ментальное пространство. В редких случаях эта защита ослабевает, что приводит к сверхъестественной связи, такой как телепатия.
Тот факт, что ментальные пространства вызывающего и воспринимающего телепатию каким - то образом взаимосвязаны, не указывает на их нахождение в одном и том же пространстве, но точка зрения, согласно которой они находятся в одном пространстве, предпочтительнее.

В - пятых, при нашем понимании того, что такое мозг, невозможно объяснить такие сверхъестественные явления, как телепатия. Не исключена вероятность того, что однажды в нашем мозгу обнаружится орган, обеспечивающий столь несложную коммуникацию, но это не даёт исчерпывающего объяснения… Те, кто считает, что телепатия и связанные с ней явления не могут поколебать позиций большинства учёных современности относительно сути характеристик человека, не правы.

Если материалисты правы, то телепатия невозможна. Однако, поскольку она на самом деле имеет место, становится очевидным, что материалисты не правы… Если мы соглашаемся с этим утверждением, то из этого не следует, что неизбежно появление теории, совпадающей с общенаучной и объясняющей возникновение телепатии. Нам следует отбросить идею материализма, чтобы устранить непоследовательность, связанную с фактом возникновения телепатии».

Здесь возникает вопрос, насколько весом реальный подход к сознанию, достигнутый в результате современных исследований мозга. Покойный Цурудзи Сахота, почётный профессор университета в Осаке, близко знакомый с индийской йогой и указавший на то, как должна выглядеть взаимосвязь науки и религии, говорил так:

«Сколько бы ни развивались исследования клеток мозга, они доказывают только взаимосвязь психических и физиологических процессов. Результаты, которые свидетельствовали бы о том, что мозг создаёт психическую деятельность, отсутствуют. Аналогия, согласно которой работа сознания рассматривается как секреция мозговых клеток, достаточно груба…»

И учитывая, что пространства, в которых протекают психические и физиологические процессы мозга, различаются, следует признать, что жизнь психического порядка в целом по содержанию гораздо сложнее и объёмнее, чем то, что отражают биологические процессы мозга.

Профессор Мицуо Исикава (специалист в области молекулярной физики), доктор физики из Международного христианского университета, также высказывается о научном исследовании мозга:

«Я считаю, что основные сферы сознания, которые являются объектом изучения естественных наук, на самом деле представляют лишь малую его часть и относятся лишь к физиологическим реакциям мозга.

Физиология мозга при помощи таких инструментов, как электроскальпель, исследует различные виды работы сознания, например, память. Однако, на мой взгляд, сознание, которое изучается этой наукой, представляет собой лишь незначительную часть той широкой области, которая известна в так называемых «мистических» учениях.

Эта наука находится на таком уровне рассмотрения сознания, как понимание, запоминание, произнесение, обдумывание определённых слов или подобного рода явлений низкого уровня, хотя и не понятно, можно ли называть этот уровень низким. Прослеживается явная тенденция к противоречию, которую имеют современные биология и физиология мозга, утверждающие, что такой уровень сознания – уровень всех людей.

Поскольку дискуссия ведётся относительно сознания только такого рода, не будет большой ошибкой рассматривать его как материальное в своей основе.

Другими словами, такое рассмотрение всех видов сознания в качестве порождённых материей до некоторой степени приемлемо, несмотря на противоречивость. Однако, если подробно исследовать опыт практикующих мистические направления, то, можно заметить, что сознание, которое у них появляется, и тот опыт, который они испытывают, имеют совсем иной уровень, если сравнивать его с тем, который исследует физиология мозга».

Таким образом, постепенно приходит понимание того, что рассматривать сознание как нечто, порождаемое мозгом, сложно. Ян Стивенсон, о котором упоминалось ранее, говорит о мозге следующим образом:

«Большинство учёных в наши дни, и, без сомнения, практически все нейрофизиологи, считают, что сознание человека (в которое, как считается, входит и человеческая память) есть не что иное, как проявление деятельности мозга. Создаётся впечатление, что эта гипотеза имеет под собой прочную основу, поскольку поражение мозга или его небольшое функциональное повреждение оказывает влияние на психические процессы человека… Однако мы не всегда следуем взглядам, которых придерживается большинство нейрофизиологов.

Гиппократ упоминал, что «мозг – посланник сознания», а Бергсон был, вероятно, первым философом современности, обосновавшим ту же идею. За последние двадцать лет некоторые психологи, философы и редкие нейрофизиологи начали выражать сомнение в том, что за счёт деятельности мозга можно полностью объяснить работу сознания (и памяти). Некоторые учёные стали склоняться к такому мнению: мозг – это инструмент сознания, подобно тому, как пианино для музыканта – это инструмент для создания музыки».

Что же такое мозг? Таким образом, если мы придерживаемся той точки зрения, что человеческое сознание или работа сознания не могут быть полностью объяснены посредством функции мозга, который по сути своей материален, то возникает недоумение: зачем же тогда необходим мозг?

Как бы отвечая на этот вопрос, Анри Бергсон, философ первой половины ХХ века, президент Научной ассоциации психологов в Лондоне (основана в 1882 году главным образом профессорами Кембриджского университета, проводившими исследования, связанные не только с продолжением существования после смерти, но и с работой сознания, выходящей за рамки общепринятых понятий), определил суть взаимосвязей между психической деятельностью и мозгом таким образом:

«Отношение между активностью мозга и активностью сознания можно уподобить движению дирижёрской палочки и оркестру, исполняющему симфонию. Как симфония во всем её сложном звучании превосходит движение дирижёрской палочки, выполняющей регулирующую функцию, так и вся психическая деятельность превосходит деятельность мозга.

Мозг – это единственный регулирующий орган, способствующий адаптации психической деятельности к тому, что происходит вокруг; его функция в том, чтобы эта адаптация воплотилась в виде поступка в материальном мире. Мозг не является органом, производящим мысли, эмоции или работу сознания.

Создаётся впечатление, что в результате определённых изменений мозга, связанных с внешним воздействием, например, воздействием ядовитых веществ, влияние оказывается на всю психику. Однако логичнее было бы предположить, что оно оказывается не на всю психику как таковую, но является результатом неверного регулирования механизма адаптации и актуализации психической деятельности в реальных материальных обстоятельствах…

Если функционирующая часть мозга – это то место, где возникает сознание, где происходит мышление, волеизъявление, иначе говоря, если деятельность мозга соответствует всему сознанию, и это означает, что всё, принадлежащее мозгу, и всё, принадлежащее психической деятельности в целом, соответствуют друг другу, то сознание сопутствует мозгу и со смертью приходит конец всему…

Однако, как видно из вышеприведённых доказательств, психическая деятельность не укладывается в категорию жизненного функционирования мозга, другими словами, если мозг отражает только определённую часть изменений, происходящих в сознании, то велика вероятность существования психической деятельности после смерти.

В этом случае обязанность доказывать свою теорию возлагается не на тех, кто соглашается с этим фактом, а на тех, кто отрицает его. Ведь единственным основанием для тех, кто верит в отсутствие сознания после смерти, служит то, что физическое тело после смерти разрушается. Если будет признано, что большая часть сознания не зависит от физического тела, то упомянутое выше основание не будет представлять никакой ценности».

0

24

продолжение

Анри Бергсон говорит о мозге как о «единственном регулирующем органе, способствующем адаптации психической деятельности к тому, что происходит вокруг», и если это так, то «велика вероятность существования психической деятельности после смерти».

Получается, что в противовес мнению материалистов, если функции человеческого сознания превосходят функции мозга, являющегося материальным, то велика вероятность существования сознания после смерти физического тела.

Как бы в ответ на слова Анри Бергсона, в последнее время в блоке христианских религий, в частности в Европе и Америке, начали широко развиваться исследования по вопросу существования сознания после смерти и реинкарнации (трансмиграции). Эти исследования вызвали живой интерес в Америке у учёных различных направлений: психологов, психиатров, нейрофизиологов, теологов, культуроведов и так далее, – которые основали международную исследовательскую организацию и издают журнал, рассказывающий об этих исследованиях. В результате многие учёные, ознакомившись с огромным количеством накопленных научных данных, пришли к выводу о существовании сознания после смерти. Этим проблемам была посвящена конференция, проходившая в Джорджтауне в 1990 году, на которой собрались исследователи и те, кто имел опыт мира после смерти. В работе этой конференции приняли участие 300 представителей из тринадцати стран.

Однако не только у учёных, но и у обычных людей постоянно растёт интерес к результатам научных исследований такого рода. Согласно опросу Института Гэллапа, проведённому в 1982 году, 67% американцев верят в существование мира после смерти, а 23% верят в реинкарнацию. Кроме того, согласно опросу «Санди Телеграф» в 1990 году, были получены данные о том, что в реинкарнацию верят 28% англичан. Американский психолог Уильям Джеймс сказал: «Чтобы опровергнуть утверждение о том, что все вороны чёрные, нет необходимости доказывать, что не все они являются чёрными. Достаточно доказать, что существует одна белая ворона». Поэтому результаты научных исследований, доказывающие существование сознания после смерти или существование реинкарнации, так же как и тот факт, что сознание не может быть объяснено только деятельностью мозга, серьёзно подрывают позиции материализма. Разрешите познакомить вас с некоторыми примерами таких научных исследований.

Особенно известны в сфере подобных исследований д-р Раймонд Моуди и д-р Элизабет Кублер Росс из Америки. Оба врача проводили исследования, связанные с необычным опытом людей, выживших после клинической смерти, то есть тех, кто был признан мёртвым с биологической точки зрения или из-за несчастного случая или болезни находился на грани смерти, но сумел выжить. Анализируя их опыт, врачи выявили некоторые интересные особенности.

То, что испытали эти люди, было удивительным и во многом совпадало. В то время как они находились между жизнью и смертью, их сознание покидало физическое тело и они могли сверху наблюдать его, а также родственников и врачей вокруг. К примеру, человек, не имеющий никаких медицинских знаний, в точности помнил, по каким признакам врачи определили, что он «мёртв», и какой метод для возвращения его к жизни был использован. Позже он подробно описал происходившее, что удивило его доктора. Некоторые люди смотрели сверху вниз на то, как доктора пытались вернуть их к жизни, а позднее, выжив, в подробностях описывали, какого цвета была у них одежда, как они выглядели, или же передавали содержание разговоров.

Многие утверждают, что, когда сознание покидало физическое тело, их окутывал чрезвычайно яркий свет и им не хотелось снова возвращаться в этот реальный мир, они чувствовали радость и покой, которых не испытывали никогда ранее. Более того, после того, как они имели этот опыт, их отношение к жизни полностью изменилось.

Например, один из таких людей говорил: «После этого опыта духовные вопросы для меня стали самыми главными. А всё, связанное с физическим телом, отошло на второй план – ведь это лишь вместилище души. Не важно, существует физическое тело или нет. Это вовсе не проблема, потому что самое важное – душа». Другие говорят так: «Тело – это темница духа» или «Смерть – это момент, когда завершается один этап и начинается другой. Это подобно переходу из младших классов в старшие, за чем следует поступление в институт».

Теолог Тецуо Ямаори, профессор Международного центра культурологии в Японии, основываясь на своем собственном мистическом опыте, утверждает следующее:

«Изменилось мое отношение к смерти.. Если основываться на идеях современной западной культуры, можно подумать, что мир смерти и мир жизни – это две разные вещи. Однако, если учитывать опыт духовной практики, то можно сказать, что смерть – это своего рода перемещение в некий иной мир, которому подвергается нечто не принадлежащее этому миру. Что касается вопроса о том, сохраняется ли наше сознание после смерти или нет, то я считаю, что оно должно иметь какое - то продолжение».

Независимо от того, где это происходит – на Востоке или на Западе, – все, кто имел опыт подобного рода, приходят к выводу, что смерть – это переход в следующий мир.

Возражения материализма бессильны. Следует отметить, что существуют и те, кто пытается объяснить подобный опыт с точки зрения материализма. Например, некоторые утверждают, что в мозге имеются определённого рода наркотические вещества, которые при подобном опыте вызывают ощущение счастья. И исследования показали, что такие вещества действительно вырабатываются в моменты, когда человеку угрожает опасность.

Однако опыт тех, кто находился перед лицом смерти, состоит не только из ощущения счастья – имеются и другие факторы, например ощущение прохождения через тоннель или появление яркого света. А приведённое выше утверждение ни в коей мере их не объясняет.

Существует также мнение, что «неизвестное наркотическое вещество, содержащееся в мозгу», вызывает иллюзии у тех, кто имеет подобный опыт. Однако велика разница между опытом, получаемым под воздействием наркотиков, и необычным опытом перед лицом смерти. Данное утверждение не объясняет многие моменты, в частности то, что имеются серьёзные различия, связанные с содержанием этого опыта, способностью к восприятию и состоянием тех, кто имеет этот опыт. Более того, возражения материализма бессильны перед результатами конкретных исследований, связанных с реинкарнацией, и не могут дать им удовлетворительного объяснения. Физическое тело – это лишь внешняя оболочка.

В результате различных исследований д-р Элизабет Кублер Росс пришла к следующему заключению:

«Если эти исследования будут развиваться и будут изданы материалы, связанные с ними, мы будем не просто верить, но убедимся в существовании того факта, что наше физическое тело – не более, чем внешняя оболочка человеческой сущности, ее кокон. Наше внутреннее «я», образно выражаясь «бабочка», бессмертно и бесконечно и освобождается в момент, называемый смертью».

Существование прошлых жизней, доказанное возвратным гипнозом

Следует заметить, что исследования д-ров Раймонда Моуди и Элизабет Кублер Росс заканчиваются тем состоянием, когда душа после смерти покидает физическое тело и направляется в другой мир, но они не дают объяснений последующих событий, другими словами, не говорят о существовании реинкарнации. Но если доказать, что существуют прошлые или будущие жизни, то будет доказано и существование реинкарнации. И подобные исследования ведутся многими учёными.

Один из них – д - р Д.Л.Уитон с медицинского факультета университета в г. Торонто (Канада). Он вылечил большое количество людей, имевших психические проблемы, используя возвратный гипноз (у испытуемого благодаря использованию гипноза восстанавливается то, что имелось в памяти в виде смутных воспоминаний, или то, что было полностью забыто).

В отличие от обычного гипноза, его метод предполагает восстановление в памяти прошлого, в результате чего испытуемые вспоминали события своих предыдущих жизней. Уитон обнаружил, что их характер и привычки в этой жизни соответствуют тем поступкам, которые они совершали в прошлых жизнях, и он лечил людей, устраняя эти причины. Такой метод называется «лекарством прошлых жизней». Основываясь на своем собственном опыте, он утверждает: «У нас были прошлые жизни, и, возможно, будут следующие. А нынешняя наша жизнь – это всего лишь одно из звеньев бесконечной непрерывной цепи».

Кроме того, д - р Александр Кэннон из Англии, обладатель дипломов девяти европейских университетов, собрал большое количество данных о прошлых жизнях, вернув 1382 человека в далекое прошлое, к событиям, происходившим за несколько тысячелетий до рождества Христова. Основываясь на полученных данных, он сказал:

«В течение многих лет теория реинкарнации казалась мне бредовой идеей, и я делал все возможное, чтобы опровергнуть её. Я даже противоречил испытуемым, надеясь на то, что, находясь в трансе, они видели иллюзии, о которых и рассказывали. Прошло много лет, и, хотя испытуемые принадлежат к различным религиозным направлениям, все они рассказывают о сходных вещах. После того как я исследовал более тысячи случаев, мне пришлось признать существование реинкарнации».

Память о прошлых жизнях восстанавливается не только в результате возвратного гипноза. Есть люди, у которых память о прошлых жизнях сохраняется без каких - либо специальных процедур. Чаще всего это происходит с детьми. Считается, что они вспоминают свои прошлые жизни чаще, чем взрослые. Естественно, их воспоминания угасают по мере того, как они подрастают.

Г- н Хемендра Банерги, с 1970 года живущий в Америке, в 1957 году основал в Индии Ассоциацию по паранормальным явлениям. Он наблюдал детей, у которых по каким - то причинам всплывали в памяти воспоминания о родственниках и друзьях из прошлых жизней, что убедило его в достоверности реинкарнации. Дети, помнящие свои прошлые жизни, всегда говорят: «Когда я был большим...»

Некоторые утверждают, что в этой жизни их пол изменился на противоположный. Они скучают по своим родственникам или жалеют об утраченной дружбе. Они хотят иметь такую же еду и одежду или вести тот же образ жизни, что и в прошлой жизни. Это относится даже к алкогольным напиткам, наркотикам и сигаретам.

0

25

окончание

Упомянутый выше профессор Ян Стивенсон вместе со своей исследовательской группой более двадцати лет проводил исследования по всему миру (в том числе и в «буддийской зоне») и выявил свыше двух тысяч случаев, когда люди вспоминали свои прошлые жизни.

Дети, которые были вовлечены в их исследования, достаточно хорошо помнили свою прошлую жизнь, так как с момента смерти в предыдущей жизни прошло немного времени. Это позволило выявить, насколько реальным был опыт прошлых жизней, о котором они говорили.

В результате было обнаружено, что разнообразные факты, сохранившиеся в их памяти, соответствовали тому, что реально происходило до их рождения, и это доказало подлинность многих рассказов о перевоплощении. В качестве одного из примеров, связанных с воспоминаниями детей о своей предыдущей жизни, разрешите познакомить вас с рассказом о перевоплощении индийской девочки Сими. Учитель услышал его в Дхармсале во время своей поездки в Индию.

В 1979 году трёхлетняя девочка по имени Сими, живущая в Нангале (штат Пенджаб), неожиданно стала настаивать на поездке в Сундалнагал, чтобы отвезти в больницу её раненого сына. Она также утверждала, что там находится дом, где она жила, и что там живёт её муж по имени Мохандала Син, работающий водителем. Из-за материальных проблем её семья не пошла ей навстречу. Однако год спустя дела её отца заставили семью переехать в город под названием Срапатх близ Сундалнагала.
Когда же отец узнал о существовании человека по имени Мохандала Син, работающего водителем автобуса в том же районе, он решил нанести ему визит вместе со своей дочерью. В марте они отправились в Сундалнагал. Когда они были недалеко от цели своего путешествия, Сими сама повела отца за собой. Подойдя к одному из домов, она радостно закричала: «Папа, это мой дом!» – и перечислила всех соседей.

К её сожалению, Мохандала Син в то время уехал по делам в Мандхи; отсутствовали и другие члены семейства. Однако в доме она нашла одну фотографию, сказав: «Это моя фотография. Меня звали Кришна. В 1966 году я умерла из-за болезни». Двадцать первого марта Сими всё-таки встретилась со своим мужем. Она точно помнила то, что происходило в прошлом.
Те, кто были ей сыновьями в прошлой жизни, собрались и направились вместе с ней в Пирасбук к её семидесятилетней матери.

Мать поговорила с ней и убедилась, что эта трёхлетняя девочка – действительно перевоплотившаяся Кришна. Она устроила проверку: показала некий носовой платок. Сими сказала: «Мама, из такого же материала ты когда-то сшила мне платье. Я это очень хорошо помню; жаль только, что из-за болезни мне не пришлось его носить». Таким образом, поскольку воспоминания Сими были так точны, а её родственники все ещё живы, было доказано, что она действительно является перевоплощением Кришны. Собрав множество примеров, свидетельствующих о том, что некоторые люди помнят свои прошлые жизни, профессор Стивенсон выразил мнение: «Идея о реинкарнации позволяет понять индивидуальные особенности любого человека». Он заметил также, что понятие реинкарнации позволяет нам объяснить такие, например, явления, как отклонения в психической деятельности, что труднообъяснимо с точки зрения современной психологии или психиатрии со всем набором знаний, которыми они располагают.

Особенности эти таковы:

1) врождённый страх по отношению к тем или иным явлениям в младенчестве или грудном возрасте. Страх такого рода в целом связан с причиной смерти во время предыдущего воплощения. Бирманка Ма Тин Аун Миё в возрасте четырёх лет стала утверждать, что в предыдущей жизни она была японским солдатом, который был убит выстрелом с самолёта союзных войск. Впоследствии она в течение нескольких лет боялась самолётов;

2) необычные интересы и игры, которые обнаруживаются у младенцев. Многие дети с самого младенчества начинают интересоваться профессией, которую они хотят иметь, когда вырастут. С ранних лет Святая Екатерина Сиенская, признанная святой позднее, в своих играх представляла себя монахиней и занималась суровыми практиками, такими как пост. В возрасте семи лет она посвятила свою жизнь Иисусу Христу. Её отец работал красильщиком в Сиене и так же, как и её мать, был верующим. Они старались не мешать её ревностному религиозному служению. Однако в их повседневной жизни отсутствовали факторы, объясняющие причину, по которой она стала святой;

3) необычные способности и манера поведения, которые нередко проявляются у детей и о которых они не могли узнать в младенчестве. Корис Чоткин - младший помнит, как он был старым рыбаком и жил на Аляске, поэтому с детства интересовался моторами, умел их ремонтировать и управлять ими;

4) привычки и пристрастия. Некоторые дети, помнящие свои прошлые жизни, удивляют взрослых, требуя спиртные напитки, табачные изделия или наркотики, например гашиш. Они говорят о том, что помнят, как в прошлой жизни часто употребляли их, а также о том, что не могут понять, почему такие вещи находятся под запретом;

5) темперамент. Исследования показали, что уже через несколько дней после рождения у грудных детей прослеживаются значительные различия в темпераменте. Некоторые специалисты в этой области приходили в замешательство, не в силах объяснить причину возникновения подобных индивидуальных различий. Что касается детей, помнящих свои прошлые жизни, то, согласно исследованиям профессора Стивенсона, некоторые из тех, кто послужил для него источником информации, утверждали, что темперамент этих детей был таким же, как и в предыдущем воплощении;

6) рано развивающаяся сексуальная реакция. Некоторые дети, помнящие свои прошлые жизни, ещё в младенчестве проявляют сексуальный интерес к тем, кто был женой или любимой в прошлых жизнях. Так, один маленький ребенок признался в любви человеку противоположного пола, который напоминал ему любимого человека из прошлой жизни;

7) застенчивость перед людьми того же пола. Во многих случаях дети, помнящие, что в прошлой жизни у них был противоположный пол, в младенчестве ведут себя соответственно тому полу, который имели. Такие дети часто отрицают или притворяются, что отрицают, понятие пола, принятое современной анатомией. Например, некоторые девочки говорят, что они мальчики, носят одежду для мальчиков, играют в мальчишечьи игры и хотят, чтобы их называли мужским именем;

8) различия у однояйцовых близнецов. Бирманские близнецы по имени Маун Аун Чо Тин и Маун Аун Ко Тин помнят, что в своих прошлых жизнях один из них был женщиной, а другой мужчиной. Женщина владела рисовой мельницей, а мужчина был фермером. Он выращивал рис и отвозил его на эту мельницу. При наблюдении за поведением и отношениями близнецов было обнаружено, что один из них ведёт себя высокомерно, как богатый владелец мельницы, а другой учтиво, как фермер, возделывающий рис;

9) необъяснимая недоброжелательность. Беспочвенная враждебность, которую испытывают некоторые к определённым людям или социальным группам, вероятно, основывается на воспоминаниях, сохранившихся с прошлых жизней, – это похоже на отношение убитого, в котором сильна жажда мести, к его убийце;

10) необычный аппетит во время беременности. Маун Минт Тин помнит, что в прошлой жизни была алкоголичкой, и в детстве она часто требовала спиртное. Её мать рассказывает, что через четыре-пять месяцев после наступления беременности у неё была непреодолимая тяга к алкоголю;

11) индивидуальные черты характера, присущие каждому. Если бы сведения о таком явлении, как реинкарнация, отсутствовали, то всякая врождённая способность человека являлась бы результатом случайного взаимодействия генов. Однако поскольку мы располагаем фактами, которые доказывают её существование, то можно допустить, что индивидуальные черты характера определяются не только генетическим фактором, но и тем, какие черты характера были свойственны человеку в предыдущих жизнях. Ларита Абеявальдена в своих играх проявляла чрезмерный интерес к роли учительницы и религиозному поклонению. Ниранти, которой она, как считается, была в прошлой жизни, была известна своей сильной верой и работала учительницей;

12) способность воссоздать в памяти обстановку, которую видят впервые. В некоторых случаях, связанных с реинкарнацией, люди, попадая в местность, где они жили в прошлой жизни, испытывают ощущение, что когда-то уже бывали здесь, хотя попали сюда первый раз в этой жизни. Обычно люди, у которых имеется подобное ощущение, не сохраняют более полных воспоминаний и не помнят ничего, связанного с прошлой жизнью, или, возможно, помнят только малую её часть.

Если принять во внимание результаты исследований профессора Стивенсона и других специалистов, можно понять, что такие дети перевоплотились в этой жизни, сохранив память и таланты, которые у них были в прошлых жизнях.

Источник:

Материалы по феноменам мозга и глубинной, долгосрочной памяти

0

26

Материалы по феноменам мозга и глубинной, долгосрочной памяти

ЧТО ЛЮБИТ МОЗГ

1. Конкретная цель. Как только вы сформулируете для себя конкретную цель, задачу – тут же начнутся чудеса. Найдутся средства, возможности и время для ее осуществления.

А если вы, поставив главную цель, сумеете раздробить ее на составляющие, и спокойно, постепенно, постоянно, шаг за шагом будете их выполнять – ни одна проблема перед вами не устоит.

2. Положительные эмоции. Эмоции – это кратковременные субъективные реакции человека на окружающий мир (радость, гнев, стыд и т.д.). Чувства – устойчивое эмоциональное отношение к другим людям, явлениям. Чувства связаны с сознанием и могут развиваться и совершенствоваться.

Эмоции бывают возбуждающими – повышающие жизнедеятельность человека, и угнетающие – то есть подавляющие жизненные процессы. Положительные эмоции побуждают человека к действию. Они возникают при удовлетворенности. Начните искать простые радости жизни – и начнется в мозге стимуляция – выделение в организм больших доз эндорфинов, гормонов удовольствия, а значит удовлетворения, а значит положительных эмоций, которые возбуждают и повышают вашу жизнедеятельность, и позволяют спокойно протекать мыслительным процессам, рождают хорошее настроение и позитивное настроение к миру. Человеку свойственно искать радость – это не названный инстинкт самосохранения.

3. Движение и свежий воздух. На свежем воздухе кровь активнее насыщается кислородом, быстрее несет кислород и питание к клеткам мозга, усиливаются процессы окисления, обмена веществ, высвобождается так необходимая нам энергия, рождаются новые биохимические соединения. Мозг заставляет нас двигаться, чтобы сохранить себя и нас, конечно. Дать наслаждение мыслить, творить, решать сложные задачи, иметь воспоминания.

Нет движения свежего воздуха, кровь закисает – мозги «прокисают».

4. Простая еда в умеренном количестве. Простую пищу проще добыть, приготовить, и переварить. Мозг говорит (если ты захочешь его услышать): дружище, 50% всей энергии, получаемой организмом, тратится на зрение, 40% на пищеварение и обеззараживание пищевых токсинов, и только 10% остается на движение, работу умственной и нервных систем, борьбу с миллиардами микробов. Если все время жрать, когда думать будем?!

Полезно есть супы – они улучшают пищеварение, обмен веществ, быстрее наполняют желудок, что дает ощущение сытости при меньшем объеме пищи.

5. Сон, отдых. Мозгу, как и всему организму человека, необходим отдых. При физической нагрузке отдых – умственное занятие, при интеллектуальной – физические упражнения, от моральной усталости – перемена мест.

Полноценный отдых – сон. Сон – самое загадочное состояние человека, без сна человек не может жить, хотя сон называют «маленькой смертью».

Во сне сознание отключается, но человек продолжает мыслить, его мышление меняется и подчиняется другим законам. Это связано с тем, что во сне на первый план выходит подсознание. Мозг анализирует произошедшее за минувший день, по новому его структурирует и выдает наиболее вероятный исход. Этот результат, возможно, давно был спрогнозирован, но сознание его не приняло, он был вытеснен в подсознание и извлечен оттуда во сне.

Предполагается, что мозгу на ночь можно дать установку: сделать прогноз, решение, выход, вывод, на просто приятный сон. Ненужные впечатления, навязчивое состояние «смываются ночной защитной волной» мозга. Люди, постоянно видящие вещие сны, скорее всего хорошие аналитики.

6. Привыкание. Мозг не может мгновенно приспособиться к резко измененным чуждым обстоятельствам: новые условия жизни, новая работа учеба место жительства, компания, пища, новые люди. В любую деятельность входите постепенно, спокойно, привыкая к ней. Каждый день, делая максимум возможного, добьетесь невозможного. Привычка учиться, работать вырабатывается постепенно и постоянно. Внезапное понимание и озарение всегда предполагает знание, может быть не всегда полностью осознаваемое.

Часто родители, учителя, начальники, любимые (да и мы сами порой), не понимая всей сложности привыкания, требуют от нас (а мы от других) мгновенного результата. Так не бывает. Лучше всего не заводиться, успокоиться, добродушно сказать себе или другим — не все сразу, «погодите детки, дайте только срок, будет вам и белка, будет и свисток». И медленно начать движение, ускоряясь по мере привыкания.

Мозг сам создает стереотипы (привычки, навыки, условные рефлексы). Стереотипное мышление существенно помогает жить – не надо заново решать стандартные задачи. Каждый день, совершая одни и те же действия, мы превращаем их в привычку, навык умение, условный рефлекс. Не включая мозг выделять слюну при виде лимона, закрывать входную дверь, кран, мыть посуду, вздрагивать от резкого гудка автомобиля, щелкать крестик, когда надо закрыть окно программы.

Инстинкт и небольшой жизненный опыт заставляют нас с детства создавать стереотипы друзей, недругов, возлюбленных. Это помогает в «море человеков» все-таки кого-то выбрать, собрать свою команду и на том остановиться, высвобождая время и энергию для других жизненных целей. Стереотипы помогают общаться с чужими людьми, ладить с родителями, воспитывать своих детей.

6. Свобода. Пусть и ограниченная инстинктом самосохранения и социальными правилами, полезными в первую очередь нам самим. Свобода – это независимость от страхов и стереотипов. Конечно, стереотипы в виде безусловных и условных рефлексов нам нужны – мы не будем, обжегшись, второй раз совать руку в огонь – больно! Но если потребуют обстоятельства показать свое презрение к боли и смерти – сжечь свою правую руку, как римский «военный» Муций Сцевола. И не бояться мыслить по-своему и по-новому; отстаивать свой образ мысли, свою жизнь, свой внешний вид, своих близких. И не винить весь мир в непонимании и непризнании тебя «всего такого необыкновенного». И позволять другим быть непохожими на тебя, иметь свой образ мыслей, взгляд на жизнь.

7. Творчество – способность мозга, используя и опираясь на старое, создать новое, свое, непохожее. Творчество – любимая работа мозга, роднящая нас с богом, делающая нас богами. Творчество в виде науки изучает, описывает, объясняет окружающий мир и человека, выдвигает идеи, находит пути и средства воплощения их в жизнь, заглядывает в будущее и готово изменить его в лучшую сторону.

Творчество в виде искусства – соединив труд и эмоции отображает действительность художественными образами. Искусство объединяет людей: писатель, делясь своей жизнью, чувствами, описывая других людей, показывает, что мы не одиноки в своих переживаниях. Художник предлагает посмотреть как окружающее, мы сами могут быть прекрасны или безобразны. Музыкант звуками своего сердца заставляет камертоном отзываться нашу душу.

Искусство будит наше воображение, обогащает наш внутренний мир, помогает увидеть мир в другом свете. Искусство создает идеалы.

8. Деление, сидирование, общение, объятия. Жизнь – это постоянное деление клеток, постоянный обмен веществ и раздача информации. Работа нервных клеток мозга нейронов – «любовь». Они постоянно «обнимаются», касаясь дендритами (отростками, «руками») друг друга, постоянно передают энергию (нервные импульсы) информацию обо всем (биохимические соединения). Вредно не делиться, нельзя требовать, это сбивает с толку. С головой надо дружить, с людьми надо дружить.

Это сущность мозга – ему постоянно необходимо получать информацию и отдавать ее.

0

27

продолжение

Материалы по феноменам мозга и глубинной, долгосрочной памяти

Мозг не любит

1. Страх. Угнетающая, подавляющая жизненные процессы эмоция. Когда мы чувствуем страх, берет верх инстинкт самосохранения, зоны мозга, группы нервных клеток не могут включиться в мыслительную деятельность. Человек лишается творческой мысли.

Мы постоянно беспокоимся о пропитании, о близких, о боли (болезнь, измена, смерть) о жизни (война, цунами, дурак-начальник, революции, курс доллара, встреча с терминатором) – т.е. находимся в состоянии стресса. Как с этим бороться:
Боль и смерть надо презирать.
Трудности, если их не избежать, должны закалять. В преодолении трудностей что-то теряешь, но что-то обязательно приобретаешь.
Воспитывать в себе мужество, гордость и стойкость.
Надо смело признаться себе, что проблемы и неприятности – неизбежные спутники человеческой жизни. Они не первые и не последние, которые придется решать.
Верь в себя и в свое светлое будущее, ты проблему, а не она тебя!

Страх опасен для психического здоровья и для жизни. Но одна адаптивная форма страха нам необходима – осторожность!

2. Сильные эмоции любого свойства. Сильные эмоции резко тормозят мыслительную способность мозга. Большая радость и большое горе могут на время лишить способности думать. Длительное такое состояние приводит к болезненной беспомощности мозга.

Девчонки, это к вам. Когда вы «истерите» (чересчур эмоциональны), ваш мозг отключается. Это и дало возможность сказать «Бабы – дуры!» А ведь уже доказано, что женский и мужской мозг одинаково способны к образованию, социальной адаптации, политике.

Разные гормоны влияют на неврологию – у мужчин чаще бывает дислексия, шизофрения, аутизм. А представители прекрасного пола страдают от тревоги, депрессии, пищевых расстройств. Поэтому не навязывайте это состояние своим мужчинам – это в прямом смысле делает их дураками.

У мужчин логическое мышление, не включая участки мозга, отвечающие за эмоции, мужчины достаточно спокойно решают проблему. У женщин наоборот, кататимность мышления, т.е. они решают проблему через призму противоречивых эмоций. Это их физиология, они по-другому не могут. Мужики, вас тоже это достало? Выход есть: помогите им успокоиться: «чмоки-чмоки», «держи мороженку», «давай чаек согрею», «да успокойся ты! решу я твою проблему, пойдем, погуляем, подумаем» и т.д. и т.п. Основная мысль: «Я тебя люблю, но проблему будем решать, когда ты успокоишься». И вы удивитесь, как женщина прекрасно со всем справится.

Механизм эмоций – сначала понимание (ситуации, явления), потом эмоции. А всегда ли мы правильно понимаем ситуацию, другого человека, если в трех соснах плутаем, себя толком не понимаем. Сначала стоит спокойно разобраться, а уж потом «эмоционировать».

3. Темнота, одиночество. Такие условия включают инстинкт самосохранения. Обычные источники мозгового тонуса уменьшаются и «темные силы» отрицательных эмоций свободнее гуляют по незащищенному мозгу (в темноте притаился враг; человек – стадное существо, одному ему опасно и страшно).

Одиночество – тяжелое психическое состояние, связанное с отрицательными эмоциями и дискомфортом. Но одиночество будет благотворно действовать на человека, если воспринимать его как добровольное уединение. Дефицит общения не может быть бедой, если у человека хоть с кем-то есть контакт, понимание. Возможно в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир.

Отбросьте ненужные стереотипы, давайте любым своим состояниям правильные названия, поддерживающие вас, успокаивающие, несущие нужную вам энергетику.

4. Стереотипы. Мозг создает стереотипы, но и «скучает» от них. Мозг борется со стереотипами за самосохранение «Хочу мыслить!» Мозг реагирует на каждое изменение во внешней и внутренней среде.

Есть люди, которые, потратив какое-то время на выработку основных жизненных или профессиональных навыков (идеально все их получить в детстве и юности), доводят их до автоматизма, могут осуществлять их, позволяя мозгу в это время решать более сложные или творческие задачи (повар – кулинар, водитель – ас, рисовальщик – художник, инженер – изобретатель, верстальщик — дизайнер)

Стереотипы разрушают наши отношения с людьми: с друзьями, с коллегами, с детьми, родителями, возлюбленными, когда они ведут себя вопреки нашим стереотипам. Не надо бояться отказаться от старых представлениях о людях. Создавайте новые стереотипы с учетом новых данных («не упорствуйте в глупости!»). Позволяйте людям меняться, быть разными. И спокойно и твердо не позволяйте навязывать вам чужие стереотипы о вас, если вам это не нужно.

Никогда ничего не бойтесь, с вами ваше сокровище, ваш самый надежный друг – ваш мозг!

Берегите свое сокровище, изучайте его, помните, у мозга есть резервы – но это резервы. Можно заставить мозг работать в экстремальном режиме, но адаптационные возможности будут исчерпаны. Этим же объясняется чрезмерно раннее и интенсивное развитие детей и их последующие проблемы с адаптацией в обществе.

(из сети)

0

28

Материалы по феноменам мозга и глубинной, долгосрочной памяти

СЛАБОУМИЕ НИКОГДА НЕ ПРИХОДИТ ВНЕЗАПНО

Академик Бехтерев, тот самый, что посвятил жизнь изучению мозга, как-то заметил, что великое счастье умереть, не растеряв на дорогах жизни разум, будет дано лишь 20% людей. Остальные к старости, увы, превратятся в злых или наивных маразматиков. 80% - это значительно больше, чем число тех, кому по бездушной статистике суждено заболеть раком, болезнью Паркинсона или слечь в старости от хрупкости костей. Для того, чтобы войти в будущем в счастливые 20%, постараться придется уже сейчас.

Известный советский поэт Заболоцкий вывел универсальный рецепт здоровой жизни, который, помнится, заставляли заучивать наизусть всех учеников средней школы. Да-да, то самое четверостишие:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь
!

На деле с годами начинают лениться практически все. Парадокс - мы много работаем в юности, чтобы не иметь проблем в старости. А получается наоборот. Чем больше мы успокаиваемся и расслабляемся, тем больший вред приносим себе. Уровень запросов сводится к банальному набору: "вкусно поесть - вдоволь поспать". Интеллектуальная работа сводится к разгадыванию кроссвордов. Зато непомерно возрастает уровень требований и претензий к жизни и к окружающим: "Я-то трудностей хлебнул, теперь ты покрутись!" Возрастает категоричность и процент оценочных суждений. Раздражение от непонимания чего-то выливается в отторжение действительности. Человек, сам того не замечая, глупеет, а то и вовсе превращается в самодура, увеличивая пропасть между собой и окружающим миром. Становится враждебным, глухим и слепым к зову близких. Теряет физическую и интеллектуальную форму. Страдает память, способности к мышлению. И постепенно человек отдаляется от реального мира, создавая свой, зачастую жестокий и враждебный, болезненный фантазийный мир, из которого каждому, кто соприкасается с ним, хочется убежать как можно дальше.

Более всего слабоумие грозит тем, кто прожил жизнь, не меняя своих установок. Такие черты, как чрезмерная принципиальность, упорство, консерватизм, скорее приведут в старости к слабоумию, чем гибкость, способность быстро менять решения, эмоциональность. "Главное, ребята, сердцем не стареть!" - написал другой известный русский классик.

Первые ласточки

Слабоумие никогда не приходит внезапно. Слабоумие - не сумасшествие и даже не психическое отклонение, и уж тем более не болезнь. Поэтому и отследить его начало невероятно сложно. Оно прогрессирует с годами, приобретая все больше и больше власти над человеком. То, что сейчас - всего лишь предпосылки, в будущем может стать благодатной почвой для ростков слабоумия. Вот некоторые косвенные признаки, указывающие на то, что вам, может быть, стоит заняться апгрейдом мозга.

• Вы стали болезненно воспринимать критику, в то время как сами слишком часто критикуете других.

• Вам не хочется учиться новому. Скорее согласитесь на ремонт старого мобильного телефона, чем будете разбираться в инструкции к новой модели.

• Вы часто произносите "А вот раньше", то есть вспоминаете и ностальгируете по старым временам.

• Вы готовы с упоением рассказывать о чем-то, невзирая на скуку в глазах собеседника. Неважно, что он сейчас заснет, главное - то, о чем вы говорите, интересно вам.

• Вам трудно сосредоточиться, когда вы начинаете читать серьезную или научную литературу. Плохо понимаете и запоминаете прочитанное. Можете сегодня прочитать половину книги, а завтра уже забыть ее начало.

• Вы стали рассуждать о вопросах, в которых никогда не были сведущи. Например, о политике, экономике, поэзии или фигурном катании. Причем вам кажется, что вы настолько хорошо владеете вопросом, что могли бы прямо завтра начать руководить государством, стать профессиональным литературным критиком или спортивным судьей.

• Вы уверены, что другие должны подстраиваться под вас, а не наоборот.

• Временами вы замечаете, что тираните окружающих какими-то своими поступками, причем делаете это без злого умысла, а просто потому, что считаете, что так правильнее.

Апгрейд мозга

Заметьте, самыми светлыми людьми, до преклонных лет сохраняющими разум, как правило, являются люди науки и искусства, то есть те, кому по долгу службы приходится напрягать свою память и совершать ежедневную умственную работу. Более того, им приходится все время держать руку на пульсе современной жизни, не отставать от новых тенденций и даже в чем-то опережать их. Такая "производственная необходимость" и есть гарантия счастливого разумного долголетия.

1. Каждые два-три года начинайте чему-то учиться. Конечно, вам не обязательно поступать в институт и получать третье или даже четвертое образование. Но вы вполне можете пройти краткосрочный курс повышения квалификации или освоить совершенно новую профессию. Старая суфийская притча: "Ученик мудреет в глазах Бога, но молодеет в глазах людей!"

2. Окружайте себя молодыми людьми. У них вы всегда сможете поднабраться всяких полезных вещей, которые помогут вам всегда оставаться современным.

3. Если вы давно не узнавали ничего нового, может быть, вы просто не искали?

4. Время от времени решайте интеллектуальные задачки и проходите всевозможные предметные тесты, благо и того, и другого сейчас более чем достаточно в Интернете.

5. Постоянно учите иностранные языки. Даже если вы не будете на них разговаривать и не выучите язык как следует, все равно необходимость регулярно запоминать новые слова поможет тренировать память.

6. Растите не только вверх, но и вглубь! Доставайте старые учебники и периодически вспоминайте школьную и ВУЗовскую программу!

7. Занимайтесь спортом! Регулярная физическая нагрузка до седых волос и после действительно спасает от слабоумия.

8. Почаще тренируйте память, заставляя себя вспоминать стихи, которые когда-то знали наизусть, танцевальные па, программы, которые разучивали в институте, номера телефонов старых друзей и многое другое - все, о чем сможете вспомнить.

9. Разбивайте привычки и ритуалы! Чем больше ваш следующий день будет отличаться от предыдущего, тем меньше вероятность, что вы "закоптитесь". Ездите на работу по разным улицам, откажитесь от привычки заказывать одни и те же блюда, занимайтесь тем, чего никогда раньше не умели.

10. Давайте больше свободы другим и делайте как можно больше сами. Чем больше спонтанности, тем больше творчества. Чем больше творчества, тем дольше вы сохраните ум и интеллект!

0