HELEN CHANNEL - международный форум-рупор об исследованиях прошлых воплощений, а также о жизни в текущем воплощении

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Проблемы у оставшихся родных на Земле. Фазы горя, работа с горем

Сообщений 121 страница 128 из 128

121

Куда девать фотографии умерших родственников?
Журналист: АЙЫМА АСЫЛОВА
nazarnews.org

Издавна мы привыкли к тому, что в домах наших бабушек, прабабушек и родителей на стенах висели многочисленные портреты и общие фотографии их предков и близких людей. В старину это не считалось чем-то опасным или предосудительным. Но сегодня развелось куча идей, относительно того, что фотографии умерших...

Прежде всего, поговорим о портрете только что умершего человека для процессии похорон. Это должна быть фотография, которая нравилась и вам, и ему. Портрет можно обрамить в траурную рамку для фотографий или сделать на нем черную ленту в правом нижнем углу. После захоронения портрет усопшего обязательно должен простоять в его доме 40 дней. Что делать с портретом позже, решать уже его близким.

Если по истечению этого времени рана об утрате еще слишком свежа, то фотографию лучше убрать до более спокойных времен. Если же родственники уже успели пережить свою потерю и совладали с нервами, то портрет можно разместить в гостиной или другой комнате, кроме спальни.

Мнение церкви о фотографиях умерших родственников в доме

Православная церковь не видит ничего плохого в том, чтобы фотокарточки усопших родственников находились в доме их родных. Перед Богом мы все равны - и мертвые, и живые

Потому фотографии близких людей, особенно любимых и любящих, могут принести только кучу приятных воспоминаний и наполнить сердце чистотой и любовью. Если же утрата слишком тяжела, то на первых порах лучше убрать фото с глаз долой. Но избавляться от него навсегда совершенно не нужно. Придет время, когда облик ушедшего начнет расплываться и понемногу исчезать из памяти человека - вот тогда-то на помощь и придет его фото.

Также лучше спрятать на время фотографию умершего человека, на которого осталась обида или недопонимание. По истечению какого-то периода все отрицательные эмоции отойдут на задний план, и тогда можно будет лицезреть своего близкого с чистым сердцем.

Куда девать фотографии умерших родственников?

Конечно же, их нужно хранить. Вот если представить себе, что близкие великих писателей или других выдающихся людей не хранили бы их фотокарточек, как бы мы их себе представляли. Всегда интересно сверить нарисованный в своем воображении портрет известного человека с оригиналом. Так и в этой ситуации - наши внуки, правнуки и другие наследники захотят узнать, как выглядел их предок. В этом им и поможет фотография.

Сохраняя фотографии наших родственников, мы сохраняем частичку нашей истории, что будет немаловажным для наших отпрысков
А вот вопрос о том, выставлять ли эти фотографии на всеобщее и наше, в том числе, ежедневное обозрение, остается открытым.

Можно ли вешать портреты умерших родственников на стену?

Экстрасенсы утверждают, что фотография покойного может стать порталом в потусторонний мир. Вывесив на стену портрет усопшего, мы можем приоткрыть дверь в мир мертвых. Если эта дверь будет постоянно открыта, то есть портрет будет всегда находиться на виду, живые люди, проживающие в доме, могут ощутить на себе энергетику мертвых.

- Некоторые родственники, развесившие на стенах фотографии своих покойных близких, утверждают, что их постоянно мучают головные боли, бессилие, различного рода заболевания. Все это может быть лишь надуманной теорией, а может и иметь долю правды.

- Особенно не рекомендуется располагать портреты умерших на стенах в спальне, тем более у детей. Находясь под постоянным прицельным взглядом покойников, можно надумать себе все, что угодно.

- Особо сильной энергетикой обладают фотографии, сделанные в день похорон. Не понятно, зачем вообще делать подобного рода снимки. Ведь на них лишь человеческие скорбь и горе. Такие фото вряд ли принесут добро и позитив в дом. От них лучше будет избавиться.

Как хранить фотографии умерших родственников?

Согласно наставлениям экстрасенсов хранить фотографии умерших родственников следует так:

- Желательно отделить фотографии умерших от фотографий живых людей
- Для фотографий покойников лучше выделить специальный фотоальбом или фотобокс
- Если отдельного альбома нет, то лучше поместить такие фото в черный непрозрачный пакет или конверт
- Если фотография общая и на ней есть еще и живые люди, то лучше вырезать из нее умершего и хранить его отдельно
- Для того, чтобы фотография хранилась дольше, ее лучше заламинировать
- Фотографии умерших можно отсканировать и хранить на отдельном носителе - диске, флэшке, сайте

Источник: NazaNews.kg

0

122

Что происходит, если мы не можем отпустить умершего

dzen.ru

Если мы постоянно думаем и печалимся об умершем, между нами создаётся энергетический канал, который называется некротическая связь.
Об этом ниже подробнее⬇️

Первый вид некротической связи — между человеком и его близкими, ушедшими в мир иной. Когда умирает близкий нам человек, и мы, под воздействием горя и отчаянья, а иногда и обиды на то, что умерший не сделал справедливого завещания или не вернул долг, не хотим отпускать его душу.
Человек умирает, а душа его еще очень продолжительное время тесно связана с миром, в котором жила. Сильные эмоции, особенно если они искренни, могут создать столь сильную энергоинформационную связь между живым и умершим человеком, что душа последнего не сможет естественным путем покинуть наш мир и уйти в определенное ей Высшей силой место, т.е. упокоиться.
Но вне живого тела душа на земном плане может существовать сорок дней. Дальше, для сохранения целостности, ей необходим источник постоянной подпитки жизненной энергией.

И таким источником вынуждено становится человек ее удерживающий, потому что сам установил подходящий канал связи. Сильная эмоциональная привязанность, сожаление о потере, нежелание расставаться с умершим человеком - все это помогает возникновению некротических связей.
Утечка энергии в Потусторонний мир может возникнуть и после того, как вы без освящения начинаете носить вещи умершего человека. Пусть это даже будет близкий родственник. Энергия живого человека утекает в потусторонний мир, подпитывая покойников, и человек постепенно энергетически истощается, становясь больным и слабым.
Если некротический канал не разрушить, то вторая смерть неминуема. Думаю, вам известно не мало примеров, когда в семье умирает один человек, а через некоторое время и второй, и третий.

Второй вид некротической связи — образовалась не по воле человека. Это связь с проклятым предком. Допустим, Некто совершил смертный грех, за что он и его род был наказан родовым проклятьем. И с тех пор у его потомков из поколения в поколение возникают одни и те же проблемы.
Душа проклятого предка тоже не может уйти из нашего мира, но энергию для поддержания своего существования она получает не от потомков, а как любой заключенный в местах лишения свободы, от Высшей силы ее наказавшей.
Но ведь и этой душе хочется на волю, а не болтаться неприкаянной среди живых людей.
Поэтому такая душа постоянно стремится вступить в информационную связь со своими потомками, чтобы те отмолили ее грех и тем самым сняли с нее и с себя общее проклятие.
Но усилия эти обычно бывают тщетны, потому что потомки, как бы их жизнь и не упокоенная душа вместе не были, сами понять причину своих бед не могут, а уж принять единственно правильное решение и сходить к толковому ясновидящему, чтобы во всем разобраться, тем более.

Третий вид некротической связи — образовалась между человеком и потусторонним миром, в результате совершения над телом специальных магических обрядов, целью которых является превращение души умершего в проводника в мир темных духов, и натравливание их через него на конкретного живого человека, для его физического уничтожения или принуждения к действиям выгодным для заказчика. В просторечье это всегда называлась «порчей через кладбище» или «приворотом через покойника».

Некротические связи устанавливаются, когда вам под дверь или даже в пищу подсыпают землю с кладбища, или помещают вашу фотографию, ваши личные вещи в гроб к умершему человеку.
Наши предки прекрасно знали о такой возможности и поэтому очень строго оберегали тела своих умерших родственников от посторонних посягательств.

Некротическая связь способна также образоваться при использовании заговоров, через посредство которых человек хочет достичь чего-то (например, стать богатым, влюбить в себя кого-то и т.д.). Души после смерти тянутся к тем, с кем в жизни имели энергетическую связь, и у этих жертв, не имеющих энергетической защиты, возникает душевный дискомфорт, синдром усталости и депрессия.

Чтобы уберечь себя и своих близких от подобного достаточно выполнять несколько правил: Нужно ПОМНИТЬ ПО-ДОБРОМУ ушедших от нас дорогих и любимых людей. Изображения умерших (фотографии, портреты) следует убрать в альбом, чтобы они не напоминали человеку о постигшей его утрате.
Если такой канал отбора энергии существует, то живому родственнику нужно с любовью попросить прощения у умерших и отпустить их в следующее воплощение. При этом душа умерших перестает страдать и уйдет в отведенное ей пространство.
.

0

123

Экстрасенс Алиева рассказала, почему нельзя фотографироваться на кладбище
mosregtoday.ru

Известный экстрасенс Инесса Алиева рассказала, можно ли фотографироваться на фоне кладбища или могилы. По словам эксперта, это может иметь очень серьезные последствия.

Если человек делает фотографию на кладбище, он нарушает покой мертвых, что приводит к их гневу. Подобное действие является своего рода неуважением к мертвецам и людям, которые приходят к умершим близким для скорби, пояснила ясновидящая.

    «Сейчас стало модно проводить ритуалы черной магии на кладбищах. Практики также делают фотоотчеты. Если человек фотографирует сам себя на кладбище, он оставляет на себе конкретный отпечаток негативной энергетики», - заявила Алиева в беседе с корреспондентом интернет-издания «Подмосковье сегодня».

Эзотерик также отметила, что душа человека, около могилы которого была сделана фотография, «останется» на снимке.

    «Душа может попасть в телефон другого человека, даже если не желала этого. В будущем эта фотография может нанести вред. У людей после снимков наступает бессонница, появляется дискомфорт, тревога, может ухудшиться здоровье», - подчеркнула собеседница.

Кроме того, по словам ясновидящей, не исключено, что после фиксации себя на кладбище человек может умереть. Он, делая снимок, ставит на себе метку покойника.

    «Это то же самое, если бы человек вынес что-либо с кладбища. Это чревато последствиями. Не стоит фотографироваться и на фоне похоронной процессии или скорбящих людей. И хранить эти фотографии в телефоне тоже опасно. Снимки тревожат покойных и навлекают беду», - добавила Алиева.

0

124

Дзен
Правмир

Родить и проститься. История одной матери
17 февраля 2023
Елена Кучеренко

«14 ноября у меня умер новорожденный сын. Я знала, что так будет. У малыша была мультикистозная дисплазия единственной почки — порок, несовместимый с жизнью. Но я верила, молилась и ждала этого ребенка...»

Такое сообщение я получила чуть больше недели назад от незнакомой женщины. Мы стали говорить... И для меня эта история оказалась не о смерти. Она о жизни и о любви. О силе человеческого духа и самом человеке. Который часто оказывается лучше и мужественнее, чем он сам о себе думает. А еще — о милости Божией, Его помощи и чуде. О том, что чудо это — не всегда то, что мы себе желаем и просим... И о благодарности.

«Самый главный вопрос — пол ребенка»
— Пусть мой мальчик меня простит, но мы его рожать не планировали, — начала свой рассказ Людмила.

Малыш стал вторым ребенком в семье. За 11 лет до этой истории в семье появилась на свет девочка.

— Я абортов не делала, но детей мы с мужем больше не хотели, — признается Людмила. — Думали, как многие: «Одного бы вырастить». Да и с одним ребенком очень удобно. Но, с другой стороны, меня всегда это тяготило — что я вот так избегаю еще малышей...

Дочь Людмилы мечтала о братике или сестричке. Как-то на Новый год она загадала желание. И в один прекрасный день тест на беременность показал ее маме две полоски.

— Это стало для нас с мужем шоком, — вспоминает Людмила. — Люди ведь как-то готовятся. Мужчины не курят, женщины едят полезные продукты. А мы не ждали, не гадали. К тому же это был март 2022 года. В феврале началась спецоперация. Мы живем в маленьком поселке Брянской области прямо на границе. Видели и слышали, как все едет, летит... Сейчас попривыкли. А тогда я испугалась: «Какая беременность?!» Но потом, конечно были рады. Я стала воспринимать это, как благословение. И, как это ни странно, вся моя история — это история помощи Божией...

Беременность протекала прекрасно. Первый скрининг не показал никаких отклонений, и Людмила выдохнула.

— Помню, было лето, — рассказывала Людмила. — Я ухожу в декрет... На работу не надо. На улице теплынь. Я много гуляю, меняю эти платья просторные и летящие... Ем клубнику. Очень хорошо ее помню — эту клубнику... Жду второй скрининг. Самый главный для меня вопрос — это пол ребенка. Родня тоже ждет — кто там у нас?

...Настал день УЗИ. Врач долго водила датчиком по животу, вглядывалась в монитор и напряженно молчала. А потом сказала, что у Людмилы маловодние, и что ей не нравятся почки ребенка. Нужно ехать в Брянск.

— Я пыталась расспросить врача, что у меня, но она все повторяла: «Я не буду вам ничего говорить! В Брянск!» Наверное, не хотела брать на себя ответственность...

«Почему он не имеет право на жизнь?»
Людмила начала искать в интернете информацию о маловодии и почках.

— Я же была совсем не в теме. Думала: «Ну, почки, подумаешь. Один орган. Вылечим как-нибудь». А оказалось — это тянет за собой вообще все... Я даже не знала об абортах по медицинским показаниям, что уж говорить. И если до этого я волновалась, то сейчас надо мной как будто бы нависло черное облако. Ни вдохнуть — ни выдохнуть. И это стало для меня большой встряской.

До этих дней Людмила была в храме нечастым гостем. Нет, она никогда не отрицала Бога, в большой праздник могла пойти — поставить свечку, изредка исповедовалась и причащалась. Но так, чтобы жить церковной жизнью — нет. Да и муж не очень одобрял ее редкие порывы.

— А тут я побежала в храм... Народу было мало, и я впервые за долгое время исповедовалась, — вспоминает она. — Это была долгая и, наверное, самая искренняя моя исповедь. Причастилась. И стало легче. Батюшка, отец Димитрий, благословил меня на поездку в Брянск. Сказал зайти там в Тихвинский храм, где служит его собственный духовник.

В Брянске, перед решающим УЗИ, Людмила тоже исповедовалась и причастилась. Приложилась к иконам, плакала, молилась, чтобы Господь сотворил чудо, и ее сын оказался здоров.

— Но в какой-то момент у меня возникло чувство, что меня ТАМ не слышат. Что закрыта дверь в будущее.

УЗИ показало, что у ребенка нет одной почки, а вторая не работает. Отсюда и маловодие. Воды — это результат жизнедеятельности плода.

Врач объяснила Людмиле, что прогноз очень неблагоприятный. Ребенок жить не будет. И беременность может в любой момент замереть.

— Но я ей очень благодарна. Она говорила спокойно, доброжелательно. «А есть надежда, что случится чудо?» — спросила я. — «На чудо всегда есть надежда…» И когда я объяснила, что хотела бы доносить ребенка, она ничего плохого мне не сказала: «Это ваше право».

Мы продолжаем говорить... Мне важно услышать, почему же, в конечном итоге, Людмила решила оставить ребенка? Что стало решающим? Что потом даст ей силы дойти до конца?

— Хоть я и не была воцерковленным человеком, все равно боялась Бога, — говорит она. — И потом, это же человек. У него все есть — руки, ноги, голова. Почему он не имеет право на жизнь? Даже на самую короткую... Это мой сын, я его уже люблю. Как я могу с ним расстаться таким вот образом?

Абортное мышление
— Конечно, было нелегко, — признается моя собеседница. — Как и все, я была уверена, что с нами такого никогда не случится. Это из какой-то чужой и другой жизни.

Людмила и роптала, и в сердце ругалась с Богом, тут же молилась и опять ругалась. Спрашивала: «За что?»

— Не то, чтобы я была безгрешной... Но вон та пьет, курит, гуляет. И рожает здоровых детей. У меня один муж — мой единственный мужчина. Ну и так далее... Почему мы?... И я вдруг четко поняла одну вещь. Нет никаких гарантий! От такого не застрахован НИКТО!...

Уже зная точно диагноз ребенка, Людмила начала искать информацию. И увидела, что ее катастрофически не хватает.

— Нет ничего спокойного, поддерживающего. На форумах одни страшилки и полная безысходность. А мне необходимо было найти хоть какой-то пример женщин, которые доносили такого ребенка, родили и что-то делали дальше. Но находила только истории тех, кто прерывал. У нас в стране какое-то абортное мышление. Таких детей не считают за людей. Они не могут просто родиться и умереть тогда, когда им нужно.

Когда Людмила объявила участковому гинекологу о своем решении, та отнеслась с пониманием.

— «Хорошо, мы будем вас вести», — сказала она. И до конца делала все, что должна при обычном ведении беременности — анализы, обследования. И я ей очень благодарна, — говорит Люда.

«Я хотела, чтобы сын почувствовал солнце и ветер»
Людмила много молилась и, несмотря ни на что, старалась верить в чудо. А рождение ребенка живым в такой ситуации — уже из области чудес.

— Я старалась чаще причащаться. Стояла на Литургии и говорила своему малышу: «Так, давай просыпайся». И он начинал шевелиться. И шевелился до самого конца. А мне говорили, что из-за маловодия он не будет двигаться... И мне, и ему на службе было хорошо. Когда «накатывало», даже муж, который раньше посмеивался, говорил: «Так, все — иди в храм!»

За это время они с супругом еще больше сблизились. Много гуляли вместе. Ездили на рыбалку, в лес за грибами.

— Я хотела, чтобы мой сын почувствовал все это — солнце, воздух, ветер, деревья... И сама старалась жить... Жить! Я ходила в этих красивых летящих платьях. И ела клубнику! Как тогда, вначале, когда ничего еще не знала.

Побывали они с мужем и в Москве. Попали к мощам Матронушки.

— Я сильно молилась, но когда вышла, сердцем почувствовала — нет! Не будет жить мой ребенок. Даже обратно хотела зайти, но побоялась. А потом взяла себя в руки: «Так! Если я буду с Богом, все будет, как нужно!» Потом поехали в Филатовскую больницу. Врачи отнеслись к нам с большим сочувствием. Они как будто старались найти хоть что-то, чтобы зацепиться. Но нет... У сына не развивались и легкие. С этим мы и вернулись домой...

Бабушки с обеих пытались ее понять. Но однажды мама Людмилы с болью сказала: «Если бы ты раньше сделала аборт, ты бы уже все пережила…»

— Но чаще они молчали и старались как-то поддержать. Сложнее было с дочкой, — признается Людмила. — Она очень обиделась на Бога. Дочь же загадала желание, и когда я забеременела, радовалась: «Чудо, чудо!» А потом уже, после всего, плакала: «Почему Он не помог?! Не хочу теперь ходить в храм!» Я за нее очень молюсь...

«Люда, что ты хочешь?»
Еще Людмила молилась, чтобы смочь ей родить самой. Первая ее беременность закончилась кесаревым сечением. И теперь врачи даже слышать не хотели ни о каких естественных родах.

— Но мне казалось, что кесарево приблизит смерть моего сына. При естественных родах он был бы со мной столько, сколько нам суждено... И родился бы, когда сам посчитал нужным. И я не хотела, чтобы пока лежу под наркозом, малыша моего куда-то уносили. Я хотела сразу его увидеть, взять на руки...

Тем временем нужно было заранее что-то решать. У Людмилы практически не было вод, и ребенок мог в любой момент погибнуть. Но даже найти врача, который взялся бы хоть за какое-то родоразрешение, зная, что новорожденный может умереть в процессе или сразу после, оказалось огромной проблемой.

— Никто у нас не хотел портить себе статистику смертью моего ребенка.

Зная все эти сложности, Людмила заранее искала тех, кто примет у нее роды. В итоге ей посоветовали врача-акушера опять же в Брянске. Она посмотрела ее в 25 недель и сходу сказала: «Прерывай! Там 700 грамм всего. Сделаешь и забудешь!»

— Это так странно, — говорит Людмила. — Люди думают, что можно вот так убить ребенка и забыть... И что это вообще не ребенок. Столько-то грамм — еще не человек. А на грамм больше — человек. Больной — не человек. Здоровый — человек. И больного вынашивать «не рационально». Не рационально тратить на него лекарства, аппаратуру, нервы... Врачи в голос говорят о том, что мать может умереть в родах, но никто почему-то не упоминает, что можно умереть при прерывании на поздних сроках. Все говорят о «сделаешь аборт и забудешь», но мало кто — о том, что это не забыть. Это боль и дыра, которую не залатать ничем. Отправляют домой после аборта и живи, как хочешь.

Тогда, услышав эти слова про 700 граммов, Людмила почти отчаялась. Но Господь как будто вел ее за руку. Так она говорит.

— Когда я опять приехала в Брянск уже на третий скрининг, я попала к тому же врачу. Она удивилась: «Это ты? Я думала ты уже все решила!» — «Я и решила…» Она на меня так внимательно посмотрела: «Люда, зачем тебе это надо? Чего ты хочешь?» — «Я хочу увидеть его живым и попрощаться. Сказать ему: "прости"...» Мне кажется, она меня не поняла. Но ответила: «Ладно, Люда! Лежи у нас до 37-й недели, там будем кесарить».

А за два дня до кесарева сечения та врач подошла к Людмиле и сказала, что принять роды они у нее не могут. Переполнена детская реанимация. Поэтому ее перенаправят в перинатальный центр. Там ей предложили попробовать родить самой. Это и случилось на 39-й неделе беременности. Вопреки всем прогнозам.

— Это была милость Божия. Я все время молилась: «Господи! Управь! Не дай мне совершить греха и приблизить дату смерти моего малыша!» И Он меня услышал!

«Мы сделаем все для тебя и твоего ребенка»
— И дальше Господь так и был рядом, — говорит Людмила. — Я очень не хотела рожать ночью — но так и случилось. Я не хотела рожать на выходных, думала, что никого не будет — родила в субботу... Было тихо, спокойно. Кроме меня рожениц не было, и все внимание было мне одной. В какой-то момент врач-мужчина спросил меня: «Ты знаешь все, что тебя ждет?...» — «Да!» — «Ты что, баптистка?» — «Да нет, православная…» — «У тебя новый муж, и тебе надо родить любой ценой?» Он тоже не понимал, зачем мне это надо. Но сказал в конце: «Мы сделаем все для тебя и для твоего ребенка!»

…Когда малыш родился, мне положили его на живот. Делали все, как с обычными детьми. Да он и был — обычный, живой ребенок... Только маленький немного. 2400 граммов. И не закричал... Он был так похож на нашу старшую дочь, на мужа... Наш! Что я чувствовала?... Я чувствовала, что это мой сын и я его люблю. А еще я благодарила Бога за эту встречу.

Это было 12 ноября. Через два часа в реанимации Людмила крестила своего сына мирским чином. И почти сразу позвала местного священника, чтобы он восполнил крещение. Она чувствовала, что так надо.

Мальчику дали имя Егор. Так захотел муж. Через два дня, 14 ноября, сын умрет. А потом они случайно узнают, что 16 ноября, еще через два дня — память святого Георгия Победоносца. И это тоже, наверное, был промысл Божий...

Но это будет позже... Сейчас состояние малыша было критическим.

В короткие два дня жизни сына Людмилу пускали к нему в реанимацию. Она стояла, смотрела на него. Говорила с ним. Рассказывала, как они с папой его любят. Старалась отдать ему все свое материнское тепло. И в какой-то момент Егорка открыл глаза.

— Оказалось, они у него — карие. И в них — огромная пустота. Я почувствовала, что ему плохо. Он маленький, слабый. А тут — дренаж, насос какой-то... И я начала молиться: «Пресвятая Богородица! Мой сын мучается, будь рядом! Сделай так, как лучше ему... Господи! Да будет воля Твоя!» И скоро у сыночка остановилось сердце. Правда, его 15 минут еще реанимировали.

«Это наш сынок»
— В России странные законы. После смерти моего сына отдали на вскрытие. Если бы прожил семь дней — этого бы не делали. Ребенок в 700 граммов — человек, а если меньше — уже нет. Есть какой-то закон, по которому мне нельзя было сделать в больнице фотографию сына. Я очень жалею, что у меня ее нет…

Людмила молчит... Мы подходим к одному из самых тяжелых моментов. Морг... Наверное, для всех это самое страшное место на земле.

— Да, это было самое страшное — забрать из морга. Я думала, что вынесут моего мальчика, и я не переживу. Тут же упаду в обморок... Муж никакой. Все время молилась про себя: «Господи, помоги!...» Но принесли, положили в гробик. Муж посмотрел и сказал: «Вот... Это наш сынок!» И нас обоих отпустило. Какое-то чувство легкости. Супруг мой даже сам машину вел, а думала — не сможет…

Мы опять молчим... Все это очень больно. Я уже жалею, что из-за меня Людмиле приходится мысленно возвращаться в те дни. Но она говорит сама:

— Знаете, о чем я еще все время думала с той самой девятнадцатой недели, как только узнала диагноз?... Что я приеду домой с мертвым ребенком... Что будет гробик его стоять. Это так страшно... Потом смирилась: «Господи, да будет воля Твоя!» И как только я смирилась, все и устроилось.

Людмила живет в поселке, а мама ее — в деревне. И там, и там есть кладбище. Но рядом с Людой — большое, больше похожее на городское. «Холодное такое», — говорит она. И из родных там не похоронен никто. А рядом с ее мамой — маленькое, сельское. И там — бабушки лежат, другая родня.

— Я не знаю, поймете ли вы меня... Но то кладбище такое теплое, уютное. И там — не о смерти, а о круговороте жизни... Озеро, птицы поют, наши все там. Егорка не будет там один. И мама сказала, что до похорон мой сын будет у нее дома. Но дальше — еще больше. Я позвонила отцу Димитрию, который тогда в самом начале благословил меня ехать в Брянск на обследования. «Все, умер!» А он сказал слова, которые поймет только верующий человек: «Слава Богу!» И велел гроб к нему в храм привозить. Там он и будет стоять до отпевания. Я сначала растерялась. У нас же неверующая родня. Не поймут. Один, в храме... Зачем? Для них это дико. Но батюшка отмахнулся: «Что ты со своим земным!...»И мама моя сразу согласилась, что так будет лучше.

«Люда! Ты все сделала правильно!»
Отпевание... Было трудно. В какой-то момент Людмиле начало казаться, что это все не про нее и происходит не с ней. Одновременно у нее прибывало молоко.

— Я смотрела на сына, а оно прибывало и прибывало... Текло... А кормить мне было некого... Когда позже оно ушло, стало, конечно, легче.

Но в то же время, Людмила вспоминает, что не было полного отчаяния и состояния вселенской скорби. И одновременно с нереальностью происходящего приходило осознание, что это ее малыш. Муки и смерть закончились. Началась его вечная жизнь Там.

— В храме, конечно, намного проще проживать все это, — признается она. — Даже нашим родственникам, которые до этого были далеки от Бога, здесь в тот момент было хорошо. Люди совершенно не церковные, они молились, ставили свечи... И потом ко мне подошел свекр, человек старой старой советской закалки, коммунист, и сказал: «Молодец, Люда! Ты все правильно сделала!» Мне все так сказали. А ведь вначале они все были за прерывание: «И жили бы, как раньше. Как будто ничего и не было». А когда увидели нашего Егорку, поняли, что это человек! И он у нас есть! И это все было! Это наша жизнь!

Людмила и сама знает, что все сделала правильно. Она приняла волю Божию о себе и своей семье. Она прожила вместе со своим сыном столько, сколько было суждено. И этот цикл был полным. У нее есть свидетельство о рождении и тут же — свидетельство о смерти. И даже тест на беременность она бережно хранит.

Жалеет что нет фото и бирок. Таким детям их не дают. Не дают!

— Мой сын многое успел. Он был с нами все девять месяцев. Он был любим. Он ходил в храм вместе со мной. Когда я причащалась, его тоже касалась эта Благодать. Я встретила его и простилась с ним. У меня есть могила, где я могу поплакать и поговорить с ним. Есть храм, где могу за него молиться... А еще у меня есть память... Я помню музыку, которую слушала во время беременности. И сейчас, когда слышу, радуюсь. Я помню запах мыла в роддоме и обожаю его! И я помню моего сына живым!... У нас есть любовь... И есть Бог, Который помог нам дойти до конца. И есть маленький защитник на Небе — наш Георгий. А еще отец Димитрий сказал слова, которые мне очень греют душу: «Ты Егора сохранила, и у тебя с сыном будет встреча так встреча! О, какая встреча!...»

«Я верю, что многие готовы родить такого ребенка...»
...Наверное, это было бы хорошей концовкой истории. Но мы с Людмилой продолжаем говорить. Мне хочется узнать, изменила ли эта история что-то в ней, в ее жизни? Как она теперь отвечает себе на вопрос: «Зачем все это было?»

— Зачем?... Если честно, я до сих пор ищу ответы, — признается она. — Потому что дать, когда мы не ждали и не просили, а потом сразу забрать — это больно. Но я поняла, что хотеть детей — это правильно, это по-Божьи. Я же после старшей дочки не хотела. А сейчас хочу. И очень жалею, что в свое время не родила одного или двух. Нет, я не брошусь сейчас беременеть, чтобы родить кого-то вместо него. Я хочу отгоревать, «прожить» с моим сыном полный цикл, как говорят психологи: «Зиму, весну, лето, осень». Я сейчас выхожу на улицу и думаю: «А каким бы был сейчас Егорка? Как бы мы с ним гуляли?»... А потом, если Бог даст, я рожу... Что еще?... Я поняла, что мне нужно становиться мягче, дарить людям больше любви. Мужу, дочке... Ведь все очень хрупко... Кстати, муж стал по-другому относиться к Богу. Был на службе. Спросил меня, что нужно делать, чтобы подготовиться к Причастию.

Людмила говорит, что эта история свела ее с прекрасными людьми, которым она очень благодарна.

— Я благодарна врачам... Они меня не понимали, но сделали для меня все, что могли. Я благодарна людям, которые за меня молились. Без них, я бы не смогла дойти до конца. Матушке Юлии Мартыненко. Она очень меня поддержала и прислала поясок Богородицы из Дивеево. Я его носила всю беременность... Я очень благодарна Кристине Велигош — многодетной маме и блогеру. Она тоже потеряла ребенка, и у нее одна из дочерей — с особенностями... Она и ее подписчики тоже меня поддерживали... Я особо благодарна волонтеру фонда «Жизни луч» Марине Седовой. Она буквально держала меня за руку весь этот период. И я благодарна Богу. Он дал силы. Помог доносить и увидеть сына живым...

...Я слушаю. Думаю обо всем этом и восхищаюсь мужеством Людмилы. Вот так искренне решиться рассказать о сокровенном не все могут. Да и не готовы пока у нас в стране к таким историям.

— Да, многие люди не готовы к подобной информации, — соглашается она. — Им кажется, что я обрекла своего ребенка на муки, не прервав беременность. Но они не понимают, насколько страшны и мучительны и для ребенка, и для мамы те же аборты на поздних сроках. Это же человек, почему он не может прожить отведенную ему Богом жизнь? Мне кажется, у нас в этом отношении нужно многое поменять. Пока этим занимается только «Дом с маяком». Но я верю, что многие женщины по всей стране готовы выносить ребенка, даже если его ждет «неблагоприятный прогноз». Предоставьте только нормальную информацию, утешьте, обогрейте. Дайте по-человечески родить, подскажите, поддержите, помогите проститься со своим малышом. А не вот это: «Только не смотри на него!» Но как жить, если не увидеть своего ребенка?... И у многих хватит сил. Особенно, если положиться на Бога! Поэтому я и захотела поделиться своей историей.

0

125

УМИРАЮЩИЕ ОТ РАКА – 10 СОВЕТОВ БЛИЗКИМ ЛЮДЯМ

Терминальная стадия рака – это приговор. Момент, когда врачи разводят руками и признают свое поражение становится для близких самым страшным. И здесь возникает дилемма – сообщать ли самому больному о том, что надежды не осталось? Как себя вести? Где найти силы для поддержки? И как помочь самому больному прожить оставшееся время?

Самое первое, о чем стоит вспомнить – это свобода выбора. Когда мы пытаемся решить, даже за очень близкого и любимого человека, как он отреагирует на то или иное событие, мы берем на себя ответственность большую, чем можем себе позволить.
Каждый проживает свою жизнь. Поэтому если вы спрашиваете себя стоит ли сообщать о том, сколько осталось времени – лучше сообщить.
Человек должен сам решить, как он проведет это время. Возможно, у него есть планы и дела, которые он откладывал на последний момент. Не забывайте, что человек и сам знает, что он страдает от болезни, которая может быть смертельной. Значит он уже рассматривал вариант того, что может умереть.

Второе – будьте искренни в своих эмоциях. Нет ничего более пугающего для умирающего человека, чем трусость близких. Если вы понимаете, что не можете справиться с эмоциями – подключите психотерапевта. Присутствие не включенной эмоционально фигуры помогает сохранить равновесие всем.

Третье – не избегайте разговоров о смерти. Если Ваш близкий человек хочет поговорить – будьте рядом, говорите с ним об этом. Смерть пугает всех. Для человека, понимающего, что ему осталось жить ограниченное количество времени, мысль о смерти не дает покоя. Попытки близких отвлечь приводят лишь к тому, что умирающий замыкается в себе и погружается в свой страх в одиночестве. Проговаривая из раза в раз свои мысли и чувства, он делает попытки принять неизбежное.

Четвертое – помогите ему сохранить достоинство. Если он не хочет никого видеть, то не настаивайте. Смерть редко бывает красивой. Смерть от рака еще и болезненна. Если Ваш близкий просит оградить его от контактов – позвольте ему это, позаботьтесь о нем.

Пятое – заботьтесь о себе. Если умирает Ваш любимый человек, Вы не обязаны сидеть рядом с ним круглосуточно. Это трудно понять и осмыслить. Эта фраза может вызвать гнев, но находясь постоянно рядом, Вы лишаете себя сил для его поддержки. Вы “падаете” в жалость к себе и к нему. Периодически отлучаясь, разрешая себе продолжать жить, Вы избавляете себя и больного от чувства жалости к себе, чувства вины.

Шестое – если Ваш близкий человек готов, предложите ему обсудить его похороны и его распоряжения относительно имущества. Выслушайте все пожелания. Дайте ему возможность почувствовать, что он может что-то еще контролировать и чем-то управлять. Церемония похорон – это символ. Символ перехода к другому существованию, символ прощания. Попрощайтесь с ним так, как это нравится ему.

Седьмое – предложите Вашему близкому человеку написать письма тем, с кем он хотел бы попрощаться. Не просто письма, а напутствия, которые могут остаться и после смерти. Которые сохранят его в памяти людей.

Восьмое – если позволяет физическое состояние больного, попробуйте исполнить его заветное желание.

Девятое – если Вы – люди верующие, то позвольте Вашему близкому исповедаться и принять причастие. Общение с духовником может помочь справиться со страхом смерти и обрести надежду на бессмертие души.

Десятое – составьте для себя четкий план действий на время похорон и обязательно после. Время после похорон – самое тяжелое. Когда у вас есть четкий план действий, то первое время Вы можете просто придерживаться его пунктов. Это создает ощущение контроля и безопасности. Смерть близкого человека неизбежно сталкивает нас с мыслью о собственной уязвимости и смертности.

ins-clinic.ru
.

0

126

21.02.24

Психолог — о том, как пережить смерть близкого
И как помочь тем, кто горюет

Ирина Елецкая
практикующий психолог

Юлия Скопич
потеряла близких

Когда умирает близкий человек, кто-то замыкается в себе, а кто-то относится к известию с видимым равнодушием и не меняет образ жизни.

О том, почему реакция на утрату может быть разной, сколько длится горевание и как помочь близкому пережить потерю, мы поговорили с психологом Ириной Елецкой.

— От чего зависит реакция на смерть близкого и можно ли по ней судить о чувствах к нему?

— Люди по-разному переживают смерть близкого. Кто-то на время теряет возможность нормально функционировать, а кто-то живет как ни в чем не бывало. И далеко не всегда эта внешняя реакция отражает истинные чувства человека к случившемуся. Делать какие-то однозначные выводы, основываясь лишь на поведении человека, вряд ли стоит.

Если же говорить именно о проживании утраты, то здесь реакции зависят от нашего внутреннего устройства. У каждого свои психологические особенности, жизненный опыт, травмы и способы адаптации, ресурсы — их наличие или дефицит. Все это не может не влиять на то, как человек справляется с горем.

Кроме того, на реакцию влияют внешние обстоятельства смерти. В ситуации, когда человек перед смертью долго и тяжело болеет, или когда он очень пожилой, боль неизбежной потери может частично проживаться еще при его жизни. При этом близкие имеют возможность проводить больше времени вместе, сказать друг другу важные слова, такие необходимые и ценные: «Я люблю тебя» или «Я благодарен тебе».

Совсем другое дело — смерть скоропостижная, безвременная, лишившая возможности сказать последнее «прости». Здесь шок от случившегося будет намного сильнее. И проживаться такая потеря будет иначе.

Бывают ситуации, когда потери происходят одна за другой. И если человек еще не оправился после первой потери, со второй будет справляться еще тяжелее.

Подписываясь, вы принимаете условия передачи данных и политику конфиденциальности
— Обычно психологи говорят о пяти стадиях горя: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Действительно ли все переживают горе именно так?

— Опять же, все мы разные, поэтому говорить о «нормах» — все равно что говорить о средней температуре по больнице. Какие-то стадии могут идти параллельно и одновременно, какие-то могут меняться местами. Некоторые могут проживаться быстрее, чем другие. Другие — длиться дольше. Но в целом — да, всем, кто терял близких, эти стадии знакомы.

В начале мы испытываем шок и не верим в случившееся. Бываем не готовы поверить. Думаем, что это какая-то нелепая и страшная ошибка.

Затем возникает гнев. Мы злимся на врачей за то, что «неправильно» лечили, на родственников, что мало уделяли внимания, на себя, что не сумели предусмотреть всего и уберечь любимого человека, на него самого за то, что умер и оставил нас безутешными, на высшие силы — что позволили этому произойти.

Потом мы с этими высшими силами начинаем торговаться. Думаем, что если бы вели себя как-то иначе, нашли других врачей, достали заграничное лекарство, больше проводили времени с близким, не ссорились с ним — он был бы сейчас жив. Как если бы эти мысли могли его воскресить.

Но сколько бы мы ни торговались, ни уговаривали себя, рано или поздно приходит осознание, что человека больше нет. И нас накрывает депрессия. Глубокая скорбь, ощущение невосполнимой утраты, боль, тоска, одиночество, отчаяние. Для большинства людей это самая тяжелая и затяжная стадия горя.

По мере проживания этих чувств мы постепенно учимся выстраивать жизнь по-новому, адаптируемся к новым реалиям. Боль утихает. Происходит принятие.

Часто бывает, что горе проживается в несколько этапов, на каждом из которых все или некоторые стадии горевания повторяются на новом уровне. По-разному бывает.

Если же говорить о временных ориентирах, то два года — срок, в который работа горя должна быть завершена. У кого-то это происходит существенно быстрее. У кого-то, может, чуть дольше. Но если спустя два года человек продолжает находиться в трауре и все его мысли только об ушедшем, это признак того, что горе проживается патологически и человек в нем застрял.

— После смерти близкого кажется, что можно было больше времени проводить вместе, не говорить обидных слов или настоять на посещении врача. Как быть с этим чувством вины?

— При утрате оно знакомо всем. Чувство вины неизбежно. Это нормальная реакция на смерть близкого человека. Несмотря на то что это чувство редко бывает серьезно обоснованным, каждый находит в чем себя обвинить. Например, что не сделали всего, что можно было, или что испытали облегчение, когда умер долго болевший родственник, за которым мы ухаживали. За то, что продолжаем жить, когда его уже нет. Чувство вины всегда найдет лазейку, чтобы появиться.

В сущности, чувство вины — это гнев, обращенный на себя. А гнев испытывать легче, чем экзистенциальный ужас, с которым мы соприкасаемся при утрате. Смерть близкого неизбежно напоминает нам о том, что мы тоже смертны. Чувство вины дает ощущение контроля над смертью — «я бы мог». Оно может быть очень выматывающим, но именно оно защищает нас от еще более тяжелых эмоций.

Чтобы помочь себе, надо принять это чувство вины, его неизбежность, позволить себе его испытывать. Важно помнить, что оно не навсегда и что это нормальная часть процесса.

Тяжелее бывает, когда для ощущения вины есть реальные основания: были в ссоре с умершим и не успели помириться, отказали в какой-то просьбе незадолго до смерти, проигнорировали что-то важное. В этом случае хорошо, если рядом есть кто-то поддерживающий, готовый выслушать, с кем можно поговорить о своей вине, рассказать о ней, проговорить свои чувства и переживания.

Чтобы помочь близкому, можно попытаться объяснить, что он невиновен, что смерть произошла не из-за его действий или бездействия. И что он делал все, что мог, для того, кто был ему дорог. Если же человек действительно в чем-то ошибся или была ссора, важно дать ему выговориться. Отнестись внимательно и бережно, без осуждения.

Слишком долго не проходящая вина может говорить о сложности в горевании, и человеку может быть нужна поддержка специалиста.

— Как помочь пережить утрату?

— Есть такие слова и фразы, которые чаще всего произносят из лучших побуждений, но они могут сделать еще больнее. Чтобы не обесценивать переживаний горюющего, лучше избегать слов «держись», «я понимаю твои чувства», «на все воля божья», «все через это проходят», «живи ради ребенка» и так далее. А фразы типа «не плачь», «успокойся» вовсе могут лишь усилить чувство вины. Мы как бы говорим ими: «Я не знаю, как себя вести, потому что ты постоянно плачешь. Мне тяжело. Хватит плакать».

Вместо этого лучше сказать так: «Я здесь» или «Я с тобой». И быть действительно «здесь», оставаясь включенным, насколько это возможно. Человек в состоянии шока может быть сильно потерян и дезориентирован. Поэтому вместо вопросов — «что я могу для тебя сделать?» и «чем тебе помочь?» — лучше предложить конкретную помощь.

Например, перевести денег, обзвонить родственников, взять на себя общение с похоронными агентами. Важно соизмерять предложенную помощь со своими возможностями. И уж если сказали близкому, что он может звонить вам в любое время суток, надо быть готовым проснуться от звонка в три часа ночи и выслушать.

Даже самая простая забота может быть очень ценной и помогать справляться с горем. Налить чашку чая, узнать, ел ли сегодня человек, при необходимости приготовить еду — это не потребует от поддерживающего сверхусилий. Но такие мелочи ничуть не менее важны и ценны, чем помощь в решении глобальных проблем.

А вот самым сложным может неожиданно оказаться самое элементарное — просто быть рядом. Так уж мы устроены, что быть рядом и выдерживать чувства горюющего человека для нас зачастую оказывается непосильно тяжело. И мы стараемся сбежать в заботу деятельную и практическую.

Между тем самая большая потребность горюющего — в присутствии близких, в их участии. Травмирует не боль, а одиночество. Невозможность разделить эту боль с кем-то, кто готов ее разделить. И очень важно это присутствие и участие обеспечить.

Человек может хотеть говорить об умершем — его важно не останавливать, слушать, сколько потребуется. Он может хотеть молчать и быть погруженным в себя — важно оставаться с ним в этом молчании. Будет плакать — дать пролиться этим слезам. Не мешать работе горя.

Что касается помощи психолога, то при неосложненном течении горя и наличии поддерживающих близких она не требуется. А вот при осложненном горе без нее бывает не обойтись. И если вы понимаете, что горевание затянулось, лучше обратиться к специалисту.

Если же близкий отказывается обращаться к психологу, его можно пытаться возвращать в реальность, активнее привлекая к домашним делам и заботам, приглашая разделить досуг. Предлагайте заняться чем-то вместе, погулять, поиграть с детьми. При обострившихся хронических заболеваниях или возникновении новых настаивайте на посещении врача.

При этом важно отделять желание помочь человеку от собственной тревоги и усталости. Иногда попытки вытащить его из горя — это история про то, как окружающие не справляются. Находиться рядом с человеком в депрессии очень тяжело.

— Обычно людям, потерявшим близкого, советуют погрузиться в работу или больше уделять внимания семье. Это хороший совет?

— Фокусировка на детях, супруге, работе действительно может приносить временное облегчение, но вместе с тем и помешать работе горя. Горевание — процесс болезненный, но здоровый. И чтобы справиться с потерей и восстановиться, его необходимо прожить в полной мере.

Конечно, мы не можем плакать 24/7, не замечая ничего вокруг. Жизнь продолжается. И если есть работа, близкие, на которых можно переключиться, это может стать большой поддержкой и ресурсом. Важно, чтобы это переключение не превратилось в избегание, когда человек готов заниматься чем угодно, лишь бы не соприкасаться со своими чувствами по поводу утраты.

— В каких случаях можно говорить об осложненном горе?

— Если прошло много времени, а депрессия не ослабевает, человек чувствует и ведет себя так, будто потеря произошла вчера. Если утрачивается способность радоваться, жить обычной жизнью, строить отношения с людьми, если сохраняется ощущение безнадежности, бессмысленности существования — такое горе можно считать осложненным.

Бывает, напротив, что скорбные чувства и внешние проявления горя отсутствуют совсем, словно его и не было. Потеря будто бы отрицается, а вместо душевной боли появляются соматические заболевания. Это тоже признак осложненного горя.

«Застрять» подобным образом горюющий может не только в депрессии или отрицании, но и на любой другой стадии проживания потери. В таких случаях работа горя прерывается, остается незавершенной, поэтому мы говорим об осложненном горе.

Причины могут быть следующими:

Смерть внезапная, скоропостижная или насильственная, в том числе если умерший совершил суицид.
Человек зависел от умершего. Например, такая зависимость есть у многих пожилых людей, поэтому, когда люди долго прожили в браке, они нередко умирают друг за другом.
За короткий промежуток времени у человека умер не один близкий, а несколько.
У родителей умер ребенок.
Человек пропал без вести.
Терапия в таких случаях предполагает создание условий, при которых становится возможным допрожить горевание, завершить работу горя.

Мне чаще доводилось работать с клиентами, осложненное горе которых носило характер подавленного. В большинстве таких случаев человек сам не осознает, что у него не прожито горевание. Он может прийти к психологу или психотерапевту с совершенно другой проблемой, и только в процессе работы обнаруживается, что корни проблемы в незавершенной когда-то истории, в неоплаканной потере.

В одной своей статье я описала историю мужчины, у которого не выстраивались отношения с женщинами из-за неоплаканного горя: его мать покончила с собой. Такая смерть близкого человека — это всегда осложненное горе.

— Кто-то говорит, что после смерти близкого надо максимально быстро убрать его вещи. Кто-то устраивает дома своего рода музей. Как действовать правильно?

— На мой взгляд, это два наглядных примера того, как действовать не стоит.

Если человек устраивает дома своего рода музей, где все оставляет так, как было при жизни умершего, это может говорить о застревании на стадии отрицания, шока или депрессии. Спешное избавление от всего, что может напоминать об ушедшем, — другой вариант того же застревания.

Через сколько времени после утраты лучше начать убирать вещи, не берусь сказать. Каждый проживает утрату в своем темпе. Но сам этот пересмотр вещей может быть очень терапевтичным: с одной стороны, человек соприкасается с прошлым, вспоминает об ушедшем близком, грустит, а с другой — делает это здесь и сейчас, в полной связи с реальностью.

Это может стать одним из ритуалов прощания наряду с процедурой похорон, установкой памятника, поминками и многими другими ритуалами, принятыми в нашей культуре и в каждой отдельной семье. Такие ритуалы очень важны, просто необходимы при проживании горя. На каждом этапе они могут быть свои.

— В похоронах в России нет ничего эстетичного. Как вы думаете, усугубляет ли это горе?

— Эстетика — вещь относительная. Конечно, наши «лохматые» кладбища, особенно в маленьких городах, с покосившимися оградами, разномастными памятниками, между которыми порой нужно пробираться боком, вряд ли могут быть эталонами стиля. Но определенной эстетики и колорита они не лишены.

С детства помню цветаевское «кладбищенской земляники вкуснее и слаще нет». И для меня это и про поддержку, и про вечное, и про неспешные прогулки с разглядыванием фотографий, дат и эпитафий.

Традиции во многом зависят от семьи. Так, я замечала, что сейчас на похоронах все чаще говорят об умершем вместо того, чтобы безмолвно плакать. Еще у нас есть очень хорошая традиция поминок — это как раз то место, где произносят речи и вспоминают. Все эти обычаи и ритуалы, безусловно, помогают в проживании горя.

— Осложняет ли текущая новостная повестка личное горе?

— Если произошло личное горе и оно не связано с ситуацией в стране, скорее всего, оно уведет от новостной повестки. Но если в свое время этот человек не отгоревал положенное, новости, напротив, могут распаковать непрожитое горе. Сама же по себе новостная повестка, безусловно, дает много поводов для горевания.

Фраза о том, что жизнь никогда уже не будет прежней, как-то очень быстро перестала быть абстрактной. Нам предстоит проститься с нашей прежней жизнью, и каждому найдется, что оплакать из оставшегося там.

Не знаю, станет ли когда-нибудь то, что сейчас происходит в стране, поводом для совместного горевания. Но в том, что оно вплавится в наше общее коллективное бессознательное и останется там навечно, у меня нет никаких сомнений. Переосмысливать происходящее нам предстоит еще не одно поколение.

источник: журнал journal.tinkoff.ru
.

0

127

Нечужое горе: как люди скорбят из-за утрат и новостей
9 важных фактов о горевании от психолога

Ника Воюцкая
учится горевать

Елизавета Мусатова
психоаналитик

Сейчас многие читают новости и ощущают, будто потеряли стабильность, будущее и безопасность.

Эти переживания — не что иное, как горе. Обычно о нем говорят, когда идет речь о потере близких. На самом деле горевать можно по самым разным вещам — если они были важны, но стали утрачены.

Как горевание помогает справиться с потерями и как горевать так, чтобы стало легче, рассказала психоаналитик Елизавета Мусатова.

Факт № 1
Горевать можно из-за чужого горя
Люди способны переживать чужое горе как свое. Часто это случается, когда боль другого резонирует с переживаниями человека и в чем-то похожа на то, что пережил в прошлом он сам или кто-то из его семьи. Например, увидев бездомного пса, человек может почувствовать горе как свое потому, что это напоминит ему об ощущении одиночества, бессилия и покинутости в детстве.

Такое сопереживание происходит благодаря эгоцентризму, в той или иной степени свойственного каждому человеку. Суть этого свойства мышления — в неспособности различать себя и других. Эгоцентризм создает ощущение, что любой эмоциональный опыт — все равно про тебя, и ты проецируешь его на себя. Если человек слышит, что у кого-то убили родного человека, скорее всего, он подумает: что, если бы это могло произойти со мной?

Некоторые люди более склонны переживать чужое горе как свое из-за сверхразвитой эмпатии и природной высокой чувствительности. Или из-за того, что можно принять за эмпатию. Слабые, проницаемые личные границы приводят к тому, что человек не может отделить себя от другого, разграничить свою и чужую боль — и воспринимает все так, как будто это происходит с ним.

Факт № 2
Горевание помогает справиться с утратой
Горе — не эмоция, а состояние, в котором есть целый спектр эмоциональных переживаний. Это серьезная внутренняя работа, которую наша психика проделывает, чтобы совладать с утратой чего-то важного. Именно утратой — без потери горя нет. Так, частая метафора, которую люди находят для своего горя, — это пустое место там, где раньше было что-то ценное для них: «вырван кусок реальности», «вырвали кусок меня», «в мире осталась дыра в форме того, что я потерял».

Психологи часто используют такой термин, как «работа горя». Это комплексный и сложный процесс, который происходит в психике, чтобы помочь нам осознать эту потерю, признать ее, переварить и найти способ продолжить все-таки жить дальше. Чаще всего эта работа небыстрая. Некоторые специалисты говорят о более-менее усредненном сроке — от года до двух с момента утраты.

Факт № 3
Смена настроения — нормальная черта горевания
В поп-психологических книгах и статьях часто описывают пять стадий горя: отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие, которые следуют друг за другом. Эту модель в 1969 году предложила американский психолог Элизабет Кюблер-Росс — она изучала безнадежно больных людей и заметила, что их переживания по отношению к будущей смерти меняется похожим образом. После этого модель стали применять к горю, вызванному другим причинам.

Хотя Элизабет Кюблер-Росс считала, что человек переживает стадии горя последовательно: от отрицания — к гневу, от гнева — к торгу и так далее, впоследствии психологи обнаружили, что порядок переживания стадий может быть любым. Стадии сменяют друг друга в произвольном порядке, причем одна и та же стадия может повторяться из раза в раз. Например, человека сначала бросает из отрицания в гнев, из гнева — в депрессию, а потом — снова в отрицание.

Потому горюющему может быть сегодня больно и невыносимо, завтра он будет в апатии, послезавтра он даже сможет чему-то порадоваться, а потом снова невыносимо и больно.

И наоборот, если происходит застревание на одной стадии и долгое время ничего не меняется — например, он все время апатичен или все время злится, — уже нужна сторонняя помощь, чтобы выбраться. С этим могут помочь друзья, родные и психотерапевт.

Факт № 4
Иногда горе вызывает «пустяк»
Острота горя зависит от того, сколько человек вложил в объект утраты психической энергии — того, что Фрейд на самом деле имел в виду под термином «либидо». Чем больше вложения либидо — тем больше эмоциональное значение объекта. А чем выше его эмоциональное значение, тем сложнее человеку без него жить, тем интенсивнее его горе и, возможно, тем дольше будет длиться процесс горевания.

Нельзя сравнивать горе разных людей и говорить, что чье-то горе ненастоящее или пустячное. Утрата, вызывающая горе, бывает связанной с тем, что на первый взгляд кажется не особенно важным. Возьмем, к примеру, двух людей, которые разбили любимую кружку. Один расстроится, но утешится, купив новую. Другой будет горевать, потому что кружка для него — больше, чем просто любимая кружка. Это подарок от близкого человека, которого больше нет рядом.

Факт № 5
Горе тяжелее, если случается внезапно
Иногда человек может пережить так называемое осложненное горе — это когда боль от потери остается такой же острой, как в первое время после нее, сколько бы времени ни прошло, и приводит к нарушениям ментального или физического здоровья. Оно может возникнуть, когда человеку приходится не только горевать по утрате, но и одновременно сталкиваться с другими отягчающими обстоятельствами.

Когда в вас летит какой-то один тяжелый предмет, у вас есть шанс от него как-то увернуться, а когда предметов несколько и их в вас бросили с разных сторон — непонятно, что делать и как поступить: закрываться, не закрываться, падать на землю.

Горе может стать осложненным, если утрата внезапная и неожиданная. Смерть человека после длительной изнуряющей болезни и смерть, когда здоровый человек ушел на работу и его сбила машина, — кошмары, но каждая по-своему. Во втором случае у близких не было возможности эмоционально подготовиться к возможной утрате, и это делает их уязвимыми.

Еще горе осложняют такие чувства, как вина. Например, умирает тот, с кем человек поссорился, но не успел помириться и больше этого сделать не сможет.

Кроме того, осложненное горе более вероятно, если обстоятельства утраты крайне трагичные и тяжелые сами по себе, если человек столкнулся с потерей, когда сам был психологически уязвим по той или иной причине, если утрата всколыхнула прошлый травматический опыт.

Нельзя заранее предсказать, станет ли горе осложненным. Но можно в момент утраты стараться амортизировать ущерб и помогать проходить нормальной работе горя. Лучше всего обратиться к психотерапевту — это человек, который специально обучен помогать другим делать переживания более выносимыми, каким бы сложным ни было горе.

Факт № 6
Иногда горевание выглядит как отсутствие чувств
У психики есть специальные инструменты, чтобы избежать «перегрева», — психологические защиты. Чтобы защитить нас от слишком сильных переживаний и не дать потерять связь с реальностью, они включают ту или иную реакцию — например, «ничего не чувствую». Если говорить метафорически, это как укол анестезии. Боли нет, но это не значит, что внутри все в порядке.

Ничего не чувствовать после утраты некоторое время — абсолютно нормально. Но если эта реакция затягивается, если действие анестезии долго не проходит и не появляется какое-то другое чувство, неважно, грусть или злость, — скорее всего, в защитных механизмах что-то заклинило, и сама работа горя не может произойти.

Проблема в том, что если я ничего не чувствую, то я не проживаю свои чувства и не имею шанса пережить их — пройти через эмоциональный туннель и выйти туда, где после утраты есть изменившаяся, но жизнь.

Разные исследователи называют разные сроки для изменения состояния. Но если человек ничего не чувствует дольше двух недель, скорее всего, ему необходима помощь.

Факт № 7
Погружаться в переживания не всегда полезно
Силой воли подавлять свои чувства — неэффективный способ пережить горе: это помешает нормальной работе горя и потом приведет к осложнениям. В остальном переживание горя — это индивидуальный процесс.

Например, некоторые люди в целом испытывают трудности с сильными переживаниями: чувства их словно затопляют, с ними сложно справиться. Им скорее поможет дать своим переживаниям берега, например отвести для горевания конкретное время в течение дня, конкретное место.

Бывают люди, которые, наоборот, привыкли молчать о горе и справляться в одиночку или склонны избегать встречи со своими переживаниями. Им может быть полезно попробовать поделиться переживаниями с эмпатичным и готовым слушать человеком. Однако объяснить человеку, который не привык выражать свои переживания открыто, когда он уже горюет, может быть тяжело.

Факт № 8
Пережить горе помогают погружение в чувства и действия
У каждого человека — свой способ проживать горе, свои эмоциональные, когнитивные и поведенческие стратегии.

Некоторые исследователи выделяют два крайних стиля горевания: интуитивный, при котором человек в полной мере проживает свои чувства, и инструментальный, когда человек кажется скупым на эмоции и выражает свои переживания через действия.

У многих людей стиль горевания смешанный: человек то находится во власти чувств, то переключается в деятельный режим: решает проблемы, составляет планы.

Универсального способа, что делать с чувствами, которые кажутся невыносимыми, нет. Важно следовать своему стилю горевания и делать то, что верно для себя, а не «как принято».

Поиск лучшего для себя способа горевать — чаще всего не рациональный процесс и не волевое решение. Человек просто чувствует, что сейчас ему нужно что-то сделать, — и делает это. Если ему легче, значит, действие было верным. Тело и психика сами знают, что нам нужно.

Главное — пробовать и смотреть на свою реакцию. Но такая интуиция может подвести человека, если он не доверяет себе и не умеет идентифицировать, что ему хочется сделать сейчас. В этом случае стоит записаться к психотерапевту.

Факт № 9
Чтобы не сойти с ума от количества горя вокруг, важна психогигиена
Прежде всего нужно отделить новости от того, что новостями не является. Потому что в сегодняшнем инфопотоке конкретно новостей — очень немного. Большая часть контента — это такая попытка вызывать эмоции через чужое горе. Репортажи, откровенные кадры, интервью с теми, кто пережил нечто ужасное, популярны именно потому, что их сила воздействия больше, чем у сухих фактов.

И первый шаг в психогигиене — понять, где новости, а где — нет. Если вы и так понимаете, как выглядят любые военные действия, вам не нужно читать репортажи и смотреть видео, вы и так получите достаточно полную картину, прочитав факты, потому что знаете, что стоит за ними. Особенно не стоит этого делать, если вы потом чувствуете себя так плохо, что не можете встать с кровати.

После того как вы отделили информационный контент от эмоционального, стоит определить, какие именно новости вам нужны. Все контролировать невозможно, и читать абсолютно все новости бессмысленно. Поэтому вопрос, который стоит себе задать — «Какие данные мне нужны, чтобы принимать решения?»

источник: журнал journal.tinkoff.ru

0

128

8 приемов стоиков, чтобы пережить тяжелые времена
Как стоицизм помогает бороться со сложностями

Ника Воюцкая
стоически написала эту статью

Переживать кризис стоически значит оставаться храбрым, мудрым и справедливым, несмотря ни на что.

Купцу Зенону Китийскому было около 30 лет, когда его корабль потерпел крушение. Он потерял все деньги и все имущество, но не отчаялся, а стал учиться у философов и в конце концов заложил основу нового направления в философии.

Гай Музоний Руф был сослан на три года на засушливый и безлюдный остров из-за непослушания императору-тирану. Он выжил, вернулся в Рим и рассказывал об изгнании как о полезном опыте.

Эпиктет был рабом. Однажды хозяин в гневе избил его так, что сломал ногу и сделал хромым на всю жизнь. Но это не заставило Эпиктета возненавидеть жизнь. Он продолжил изучать философию, добился свободы и стал человеком, к которому прислушивались его бывшие хозяева — знатные римляне.

Что объединяет этих людей? Прежде всего — стойкость. Эти философы были приверженцами стоицизма. Это древнее направление мысли помогает сохранить разум и чувство собственного достоинства даже в самые сложные времена.

Вот несколько действенных приемов.

Прием 1
Думать о кризисе как об испытании
Человека, который никогда не переживал несчастья, римский философ-стоик Сенека жалел. Для него несчастье — это испытание. А без испытаний мы сами не знаем, кто мы и на что мы способны. Достаточно ли мы смелы? Будем ли мы спасать себя или помогать другим? Сможем ли мы выдержать трудности и остаться достойными людьми, не изменить себе и своим принципам?

Представление об испытании как о благе — не просто риторический прием. Будучи воспитателем императора Нерона и богатым римским гражданином, Сенека не сталкивался с нуждой, но это его совершенно не устраивало. Он придумал «практику бедности»: на пару дней в месяц уходить из дома в худшей из своей одежды, с небольшим запасом еды, чтобы встать лицом к лицу с нищетой и спросить себя: «Это то, чего я раньше боялся?» По мысли философа, это должно закалить душу, стать своеобразной прививкой от паники, которая случается со многими в момент кризиса.

Что делать. Ответ Сенеки: воспринимать испытания как шанс проявить себя. Страх лишиться достатка и потерять комфорт он считал худшим из видов рабства. Пройти испытание угрозой потерять комфорт — значит побороть этот страх.

Стоики в целом рекомендовали воспринимать все жизненные трудности как проделки богов или посланные свыше испытания судьбы. Человек должен пройти их с достоинством и найти в них ответы на важные вопросы о себе и о мире.

Конечно, думать так о трудностях не всегда просто. С этим может помочь практика, которую рекомендует современный стоик Уильям Ирвайн.

Представьте себя в далеком будущем: вы рассказываете о текущих исторических событиях своим внукам или студентам в аудитории. Вам нужно объяснить, что вы чувствовали, какие поступки совершали и какие меры предпринимали в те неспокойные дни. При этом нельзя хвастаться и приукрашивать. Но все равно вам захочется подчеркнуть свои мудрые, добрые и продуманные поступки. В этом и трюк. Чтобы было что рассказать, надо сейчас так и действовать: рассудительно, не изменяя своим принципам, помогать себе и другим.

Прием 2
Принять то, что происходит
«Не жди, что все будет происходит так, как ты хочешь; лучше желай, чтобы то, что происходит, происходило именно так, как оно происходит: тогда ты будешь счастлив». Это написал Эпиктет, который не понаслышке знал, как бесполезно обижаться на жизнь.

Это смирение не означает, что не стоит пытаться что-то изменить. Идея в том, что нам не стоит тратить силы на сожаления и изводить себя размышлениями о том, «как это можно было предотвратить». Помочь с этим может один из главных принципов стоицизма — способность отличать внешние вещи, неподвластные контролю, от тех, на которые можно повлиять. Например, мы можем контролировать свои поступки, но не можем контролировать поступки других людей, погоду и курсы валют. А значит, лучше сосредоточиться на себе.

Вот как Эпиктет воспринимал свою хромоту. Если она неизлечима, значит, лечение вне зоны его контроля. Но физическая болезнь — помеха для тела, не для свободы воли. Только сам человек выбирает, как ему относиться к своей хромоте и как с ней жить. Например, Эпиктет продолжил изучать философию и следовать моральным принципам, которые считал верными.

Что делать. Этот философ советовал вести дневник и делать в нем записи каждый день — это само по себе духовное упражнение, которое делает мудрее и спокойнее.

В дневнике обратитесь к сложной, тревожащей вас ситуации. Попробуйте составить список того, что находится вне вашей зоны контроля. Скорее всего, таких вещей будет много, и вы почувствуете себя еще тревожнее, когда будете фиксировать их на бумаге.

Но подождите паниковать. Когда запишете внешние, неподконтрольные вещи, попробуйте написать список всего, что вы способны сделать во время кризиса. Например, вы можете успокоить себя, чтобы не принимать необдуманных решений. Вы можете обнять близких и сказать им, как сильно их любите. Или помочь тем, кто сейчас в этом сильно нуждается. Проявите воображение, фиксируйте все, даже глупые на первый взгляд идеи.

Когда вы все запишете, у вас будет два списка: вещи вне зоны вашего контроля и вещи в зоне вашего контроля. Не тратьте время, чтобы повлиять на первые. Лучше воплотите в реальность хотя бы несколько пунктов из второго списка.

Прием 3
Посмотреть на себя сверху
Излюбленная практика «философа на троне» Марка Аврелия. Вот как он ее описывал: «Лучше всего взглянуть с высоты птичьего полета и увидеть все сразу: людные собрания, армии, фермы, свадьбы и разводы, рождения и смерти, шумные залы суда и тихие безлюдные места, все иностранцы, праздники, поминки, рынки — все смешано и объединено в единстве противоположностей».

Такая перспектива напоминает: человек ничтожен в масштабе человечества, истории, планеты. Это моментально меняет восприятие жизни, ценности, суждения и эмоции. Если человек так мал, что значат наши беды, стремления, чаяния? Упражнение отвлекает нас от не слишком важных забот и напоминает о действительно важных вещах.

Что делать. Можно, например, представить себя астронавтом в открытом космосе, который смотрит на Землю.

Но увидеть себя как крошечную часть огромного мира — только первая часть упражнения. Дальше нужно почувствовать свою общность с другими людьми и сочувствие к ним. Итак, вы осознали: реальность огромная, и каждый отдельный человек, в том числе вы сами, — всего лишь песчинка. Что имеет тогда значение?

Современный стоик — психотерапевт Дональд Робертсон предлагает тренировать «взгляд сверху» во время медитации. Вот аудиозапись, которую можно использовать. Она на английском языке.

Прием 4
Представить худший сценарий
Прежде чем начать воплощать свои планы, Сенека представлял, что может пойти не так и как это предотвратить. Например, если отправиться в путешествие на корабле, может подняться шторм, капитан может заболеть, а еще могут напасть пираты.

Мысленная репетиция плохих событий готовит нас к неудачам и разочарованиям и делает более стойкими перед лицом несчастья. «То, что совершенно неожиданно, имеет более сокрушительный эффект, неожиданность усугубляет тяжесть бедствия, — писал Сенека. — Мы должны иметь в виду все возможные случайности, а не только обычный ход событий».

Это упражнение стоики называли рremeditatio malorum, «предварительным обдумыванием зла». Сегодня оно больше известно как негативная визуализация и применяется в психотерапии. Считается, что упражнение помогает не только психологически подготовиться к возможным неприятностям, но и преодолеть страх, избежать ловушек негативного мышления и больше ценить то, что у тебя уже есть.

Что делать. Если хотите дословно следовать советам Сенеки, то репетируйте в уме совершенно невообразимые сценарии. Философ считал важным принимать во внимание все возможные повороты судьбы.

Альтернативный вариант — начинать каждое утро с напоминания: жизнь — это тяжелое испытание. Это испытание нам всем предстоит пройти вместе с самыми разными людьми. И некоторые из этих людей совершают нерациональные и недобрые поступки. Но это не причина отказываться от добрых поступков.

Это рекомендация римского императора Марка Аврелия. Негативная аффирмация, которую он предлагает, учит терпению и состраданию. Она звучит так:

«Сегодня мне придется столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми, неуживчивыми. Эти свойства проистекают от незнания ими добра и зла. […] Но нельзя гневаться и ненавидеть тех, кто мне родственен. Мы созданы для совместной деятельности, как ноги и руки, веки, верхняя и нижняя челюсти. Поэтому противодействовать друг другу — противно природе; а досадовать и чуждаться таких людей и значит им противодействовать».

Прием 5
Подумать о своей смерти
Эпиктет советовал все время помнить о смерти, изгнании и всем, что кажется ужасным. Сенека призывал говорить себе перед сном «я могу не проснуться завтра», а утром — «я могу больше не уснуть».

На первый взгляд советы кажутся лишенными смысла: разве думать о смерти не значит вгонять себя в еще большую депрессию? Но если научиться мыслить как стоик, осознание своей смертности станет утешающим и вдохновляющим.

С точки зрения стоицизма, главное — быть добродетельным человеком прямо сейчас и каждый день своей жизни. Мысль, что ты можешь умереть в любую минуту, помогает в этом: расставляет приоритеты, побуждает действовать в соответствии со своими принципами. Как писал Марк Аврелий, эта мысль должна постоянно определять, что люди думают, говорят и делают.

Еще осознание своей смертности освобождает от страха: если мы способны вынести страх смерти, то преодолеем и все остальные страхи. «Кто научился смерти, тот разучился быть рабом» — так писал Сенека.

Что делать. Подумайте о своей смерти — серьезно, без иронии и сарказма, но и не впадая в панику. Какие эмоции вызывает у вас эта мысль? Как вы думаете, что будет с вами, когда вы умрете? Что случится с вашими близкими, с миром вокруг? Что вы хотите сделать теперь?

Держите мысль о смерти в уме, когда принимаете важные жизненные решения, и тогда поступите справедливо и мудро.

Прием 6
Вести дневник
Каждое утро после пробуждения Марк Аврелий садился за стол и принимался писать. Таким образом он готовился к предстоящему дню, приводя в порядок мысли: рефлексировал о себе и своем месте в мире, а также об отношениях с окружающими. Позднее записи Марка Аврелия были опубликованы. Сейчас они известны как «Размышления» — одно из величайших произведений стоической философии.

Также дневники вели Сенека и Эпиктет. Но первый считал полезным записывать мысли перед сном, а второй — держать записи всегда под рукой, днем и ночью, чтобы успеть зафиксировать все важное, что пришло в голову.

Что делать? Попробуйте регулярно делать записи. Можно вести обычный дневник — писать о том, что происходило в течение дня, фиксировать мысли. Но существуют и специальные письменные практики, полезные для ментального здоровья. Мы уже подробно о них рассказывали.

Наиболее исследованная практика — экспрессивное письмо: она снижает уровень стресса и способна уменьшить симптомы депрессии. Суть ее простая: нужно выбрать тяжелый эпизод из прошлого и подробно описывать его в свободной форме в течение 15—20 минут. Чтобы добиться максимального эффекта, следует делать это упражнение регулярно. Но важно не использовать практику без консультации со специалистом, если есть ментальные расстройства, а также сразу после тяжелых травмирующих событий вроде столкновения с насилием и смертью близких.

Другая письменная практика, к которой стоит присмотреться в тяжелые времена, — дневник благодарности. Она помогает замечать то хорошее, что есть в жизни, и повышает настроение. Человек, который регулярно ее выполняет, учится не попадать в ловушку негативного фильтра — это когнитивное искажение, когда в фокусе внимание только плохое.

Вести дневник благодарности тоже несложно. Просто записывайте в любой форме, например списка с буллитами, все, за что можно было бы поблагодарить себя, окружающих, Вселенную. Делать так можно каждый день перед сном. Главное — не писать чисто автоматически, для галочки, а переживать благодарность, погружаться в это чувство.

Прием 7
Творить добро
Стоики считали: служение другим — лучший способ стать счастливее. Например, Сенека был уверен: ничто хорошее не приносит радость, если обладать им в одиночку, не делиться с другими.

Современные исследования подтверждают, что благотворительность — это в том числе дар дающему. Это демонстрирует, например, эксперимент исследовательницы счастья Сони Любомирской. Она предложила студентам-добровольцам в течение шести недель совершать добрые поступки — и обнаружила, что они стали счастливее на 42%.

Другие исследования также показали, что человек чувствует себя более счастливым, когда тратит деньги не на самого себя, а на кого-то другого. Благотворительность и волонтерство, более радикальные донорство крови и органов — все это способно повысить уровень счастья.

Что делать? Занимайтесь добрыми делами на постоянной основе. Самое простое — подписаться на пожертвование для благотворительных организаций. Сумма может быть небольшой, например в пределах стоимости чашки кофе, но лучше отправлять ее фонду регулярно. Так организация будет знать, что у нее появятся деньги на подопечных в следующем месяце.

Помогать можно не только деньгами. Вариант — найти фонд согласно своим интересам и узнать, в какой поддержке нуждаются его подопечные. Допустим, это приют для животных. Пусть вы пока не готовы взять питомца, но, возможно, вы способны предоставить временный дом коту или собаке. Или отдать ненужные одеяла и полотенца, помочь с транспортировкой животного до врача, погулять с собакой и вычесать ее.

Прием 8
Представить: что бы сделал Бэтмен?
Разумеется, стоики не знали, кто такой Бэтмен. Но и у них были свои супергерои — мудрецы, воплощение стоической добродетели.

Когда стоик чувствовал, что ему не хватает храбрости и понимания, как поступить верно, он представлял, как в такой ситуации поступил бы его образец для подражания. Для Эпиктета, например, эталонами были Зенон Китийский и Сенека.

Сенека называл образец для подражания «линейкой», которая исправляет «криво проведенную черту» — нрав человека. В 2016 году это проверили современные ученые в небольшом эксперименте. Они предлагали детям задаться вопросом «Что бы съел Бэтмен?», прежде чем приступать к еде. После размышлений о супергерое дети стали чаще выбирать ломтики яблок вместо картошки фри. Стоическое упражнение помогло им сделать более здоровый выбор.

Что делать. Выбрать образец для подражания — реального или вымышленного человека, на которого хотите быть похожим. Лучше всего, если жизнь и взгляды этого человека вам хорошо знакомы. Поэтому иногда выбрать Бэтмена, Стива Джобса, Гермиону Грейнджер или собственную бабушку лучше, чем выбрать Сенеку или Эпиктета.

Когда сомневаетесь в решении, не можете справиться с тревогой или набраться сил и храбрости, вспоминайте об этом человеке или герое.

источник: журнал journal.tinkoff.ru

0