Как справиться с утратой конечности. Часть 1
вторы пособия: Кузякина Алина Сергеевна - врач по медицинской реабилитации, врач- педиатр, магистр организации и экономики здравоохранения, Львова Екатерина Алексеевна – психолог.
Как справиться с утратой конечности
Ампутация – не только физическая, но и психологическая травма.
Любое событие, которое происходит с человеком внезапно, причиняя боль и страх, угрожая безопасности или даже жизни, и которому он не способен противостоять, может вызвать психологическую травму. К таким событиям относится смерть близких людей, аварии, катастрофы, серьезные болезни, тяжелые травмы, в том числе ампутации.
Возможно, сейчас, столкнувшись с трагедией, Вам сложно понять, как двигаться дальше, как вернуть жизнь, к которой Вы привыкли и как помочь своему ребенку. Наша команда психологов и реабилитологов готова Вам помочь. Каждый день мы видим детей, перенесших ампутацию, кто-то из них уже живет полноценной жизнью – вернулся в свою школу или детский сад, ходит на любимые секции, занимается активно спортом, катается по парку на велосипеде, о чем-то мечтает, путешествует и к чему-то стремиться. Перед нами много примеров счастливых детей и их семей, которые, конечно, помнят о днях, проведенных в больнице, но смогли пройти этот нелегкий период жизни и двигаться дальше. Но встречаются семьи, которые спустя годы так и не смогли смериться с утратой, чувством вины и поэтому продолжают испытывать страдания. В таких случаях дети часто стесняются своей конечности, объясняют свои неудачи ее отсутствием и во многом себя ограничивают. Почему это происходит, как этого избежать и как открыть для ребенка новые возможности, а не ограничения?
Мы постарались описать для Вас в этом небольшом материале основные принципы помощи своему ребенку и себе, а также рассказать базовую информацию о современных возможностях протезирования.
Что может переживать ребенок после ампутации?
Если в жизни ребенка произошла ампутация конечности, то это событие необходимо расценивать как утрату, которую ребенок будет переживать.
В процессе своего развития дети сталкиваются с разнообразными утратами, начиная от, казалось бы, нам взрослым, незначительных (потеря игрушки, расставание с другом и др.), до самых тяжелых (потеря близких, физические травмы и пр.)
Когда ребенок страдает от утраты, он может испытывать широкий спектр чувств. Смятение, одиночество, отрешенность, тревога, вина, страх, желание позаботиться о родителях, скрытая печаль, гнев, стыд - это лишь некоторые из них. Также ребенок может чувствовать свою ответственность за случившееся, так как по своей природе дети эгоцентричны (это значит, что они чувствуют свою причастность ко всему, что происходит вокруг них и с ними, что в сложных жизненных ситуациях усиливает давление на душевное состояние).
Если болезненные и тяжелые переживания не смогут выразиться соответствующим образом, а останутся в душе ребенка, это может нарушить его психологическое благополучие и помешает его нормальному развитию.
Рассмотрим самые яркие чувства и то, как они могут выражаться у детей:
Страх. Это естественная реакция на внезапное травмирующее событие. Он может иметь самые разные формы — от боязни темноты до ночных кошмаров. Дети могут бояться выходить из дома или вообще из своей комнаты, возможны проблемы с вниманием и памятью, они могут становиться рассеянными.
Гнев. Ребенок может стать очень раздражительными, упрямыми, отказываться разговаривать, часто становится просто неуправляемыми. Эта реакция на необратимость травмы, на событие, которое нельзя исправить, повернув время вспять.
Вина. В силу своего психического развития, дети воспринимают события жизни через природную эгоцентричность. Иногда они настолько верят в собственную вину, что перестают есть, спать, отказываются ходить в школу, постоянно думают о том, как им исправить сложившуюся ситуацию.
Дети не меньше, чем взрослые, испытывают душевную боль. Эти муки и страдания могут переходить в физическую боль. У ребенка может болеть голова, наблюдаться желудочно-кишечные расстройства, он может начать часто болеть.
Стрессовая ситуация может толкать ребенка на возвращение в раннее детство. Это явление называется регрессом. В раннем возрасте это может проявляться в том, что ребенок перестает разговаривать, начинает сосать большой палец, как младенец, часто появляется энурез (недержание мочи). Дети среднего возраста в поведении могут возвращаться к своим прошлым привычкам.
У подростков можно наблюдать такие защитные механизмы как игнорирование сложностей, проблем и переживаний, самообвинение, замкнутость, снижение эмоционального напряжения с помощью агрессии, направленной на других или на себя, или через зависимость от алкоголя, сигарет.
Обязательно ли Ваш ребенок будет испытывать такие чувства? Будет ли он переживать их все одновременно? Универсального ответа на этот вопрос просто не существует – все дети и все семьи абсолютно разные. Но мы точно знаем, что если Вы будете внутренне готовы к появлению таких эмоций у Вашего ребенка и будете иметь представление о том, как на них реагировать, то справиться со сложившейся ситуацией будет значительно проще. Если Вы чувствуете, что не справляетесь самостоятельно, то всегда можно обратиться за помощью к специалистам.
Что может переживать родитель рядом с ребенком, перенесшим ампутацию?
Несчастье касается всех членов семьи без исключения и порой родители испытывают более высокий уровень эмоционального стресса. Беспомощность, иногда чувство безнадежности и вины могут сопровождать семью ребенка достаточно долгое время.
Родные пациента тоже могут нуждаться в психологической поддержке, специальном обучении и информировании по выстраиванию и поддержанию контакта со своими детьми после перенесенной ампутации. Если вы почувствовали, что не справляетесь самостоятельно с интенсивностью переживаний, пожалуйста, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу. Вашему ребенку сейчас как никогда нужны сильные и спокойные родители.
Нужно ли говорить с ребенком о том, что произошло?
Не существует правильного или неправильного способа справляться с утратой. Однако если детям совершенно не позволяют горевать или работать со своим горем, то возникает высокий риск развития проблем и в настоящее время, и в дальнейшей жизни. Конечно, взрослые, находящиеся в этот момент рядом, также переживают горестные чувства и, порой, замыкаются на своем собственном горе или считают, что уберегут ребенка, если не будут обсуждать с ним болезненную тему. Но по факту получается, что в такие моменты родители оставляют ребенка один на один со своими переживаниями, и ему придется справляться с эмоциональной тяжестью самому, в одиночку. И тогда, помимо физического недуга, на ребенка наваливается еще и душевная боль. Как ребенку справиться с такой непосильной для него нагрузкой? Согласитесь, что справляться с чем-то тяжелым вместе с сильным взрослым куда легче. Поэтому когда мы с детьми обсуждаем свои и его чувства, рожденные в ответ на болезненное событие, мы даем им выход и не позволяем оседать в душе тяжким грузом. Даже самые маленькие дети нуждаются в эмоциональной поддержке, им необходимо обсудить свои эмоции, связанные с травмой.
Горе — это не просто переживание потери, но и процесс душевного исцеления.
Этот период необходим для того, чтобы ассимилировать (усвоить) травматический опыт, интегрировать (осознать) его на эмоциональном и когнитивном (умственном) уровне и продолжить жить дальше. Не стоит оставлять ребенка наедине со своим страданием, необходимо объяснить ему, что переживать это абсолютно нормально и естественно. Душа, как и Тело, болит в ответ на травму, но если за «раной» правильно ухаживать и лечить, то боль проходит.
Когда Вы коснетесь важной темы ампутации и дальнейшего протезирования важно, чтобы ребенок правильно понимал Ваши объяснения, поэтому необходимо учитывать возрастные особенности.
Например, если врачи уже точно знают, что протезирование возможно, и будут готовить поврежденную руку или ногу к установке протеза, то маленьким детям можно проводить параллели со сказками (например, про Айболита, где доктор сделает новую ручку или ножку). Однако стоит избегать слов «рука вырастет», « появится», чтобы не вводить малыша в заблуждение. Ребенок должен знать, что прежней ручки или ножки у него не будет.
Для подростков разговор лучше построить в рамках диалога, где важно объяснить ему планы врачей на лечебные и реабилитационные мероприятия. Часто у ребенка может возникать страх перед неизвестностью, поэтому проговаривайте с ним, что будет происходить в ближайшие дни и по возможности дальше.
Если ребенок не будет против, можно рассказывать ему истории людей, которые уже успешно прошли сложный период и живут полноценной жизнью. Четвертая глава нашей книги посвящена именно таким примерам.
Если во время разговора кто-то из вас начнет плакать - не нужно этого бояться и скрывать эмоции. Ребенок должен понять, что грусть и слезы — это не проявление слабости, а вполне нормальная реакция.
Легче всего утрату переживают дети, в семье которых взрослые поддерживают ребенка, обсуждают с ним случившуюся трагедию,
не позволяют малышу уйти в себя со своим горем.
Что важно знать о переживании горя?
Для начала стоит сказать о том, что переживая горе, любой человек проходит условно несколько эмоциональных стадий, о которых впервые упомянула американский врач Элизабет Кюблер-Росс еще в 1969 году. Сейчас это наиболее распространенная модель, на которой можно рассмотреть процесс изменения чувств и ощущений после психотравмирующего события.
Шок или Отрицание
Зачастую это временная защита, похожая на анестезию чувств и эмоций, которая дает время собрать информацию об изменениях перед тем, как переходить на другие этапы. Это начальная стадия оцепенения и шока. Человек не хочет и не может поверить, что с ним происходят такие изменения, на это нужно время.
Как помочь? Важно просто быть рядом, не делать выводов, не торопить на этом этапе проявление каких-либо эмоций, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Не стоит бояться слёз ребенка – в этот период они полезны. Говорите о том, что сейчас подобная реакция – нормальна, она обязательно пройдет. Это нужно, чтобы ребенок видел, что его понимают, чтобы он не думал, что «сходит с ума» и видел дальнейшую перспективу в изменившейся после травмы жизни.
Злость
На этот стадии приходит осознание того, что изменения все же неизбежны. Это вызывает массу болезненных чувств и вопросов :«Почему это произошло именно со мной?»,« За что это мне?», на которые, как правило, нет ответов. Злость, которая возникает как ответ на неизбежное, порой не имеет адекватного выхода. И тогда она может быть направлена на самых близких людей или на самого себя.
Как помочь? Давайте возможность ребенку выговориться. Может быть, Вам придется выслушивать обвинения, гнев, обиды, даже если они кажутся несправедливыми – не спорьте с ним. Постарайтесь перевести разговор на чувства. Попробуйте выражать свои чувства и спрашивайте о том, что сейчас чувствует сам ребенок. Тем самым Вы даёте возможность близкому человеку перейти от бесконечного мысленного прокручивания болезненной ситуации к своим ощущениям, осознать их, выплеснуть, и тем самым постепенно освободиться. Если есть возможность, в этот период чаще поддерживайте тактильный контакт, говорите ребенку тихие спокойные слова, чтобы он чувствовал, что вы «за него», что вы его принимаете даже в его злости и остаетесь рядом с ним.
Грусть и Депрессия
От сильных эмоций предыдущей эмоциональной стадии ребенок через какое-то время утомляется. Когда приближающиеся перемены становятся реальными и приходит время расстаться с иллюзией, что все еще может вернуться, как было прежде, человек переходит в состояние печали, подавленности, депрессии, отсутствия энергии. Может показаться, что это тупик, что это самое «дно» из которого нет выхода, но это состояние тоже важно, так как для того, чтобы выплыть на поверхность, иногда важно оттолкнуться от дна.
Как помочь? В этот период ребенок может изолироваться в своих эмоциях и мыслях, это происходит примерно так : « Я один страдаю, меня никто не понимает, мои страдания никогда не закончатся...». Важно время от времени проговаривать эти чувства ребенку вслух, чтобы он видел, что его состояние понимают, например: « Я замечаю, что ты печален, я тебя понимаю, и не хочу, чтобы ты оставался с грустью один на один...». В целом же не нужно много убеждающих слов. Нужно просто разделить с близким человеком его бытие, находить время, чтобы выслушивать его, если он готов говорить и не пытаться силком вытащить переживания «на поверхность». Нужно принимать его в его же грусти, дать ему прожить ее сполна. Если Вы боитесь, что депрессия слишком затянулась, и она кажется вам чем-то патологическим (отличающимся от нормы) - обратитесь к психологу или психотерапевту. Возможно, ребенку нужна медикаментозная (лекарственная) поддержка. В целом фаза депрессии в данных жизненных обстоятельствах (получение человеком травмы, которая в буквальном смысле делит его жизнь на «до» и «после») – естественна и, не пройдя её, излечиться нельзя.
Принятие.
Эта стадия наступает тогда, когда человек понимает, что сражение с изменением в его жизни и печаль по утерянному не дают результатов. На этой стадии ребенок уже может принять ситуацию таковой, какая она есть целиком. Начинается активное освоение своих новых возможностей, это время выстраивать свою жизнь дальше, уже с учетом этих изменений.
Вам и Вашему ребенку , скорее всего, придется проходить эти стадии, возможно, в разном порядке, возможно возвращаясь к чему-то вновь и вновь. Но Вы должны быть готовы, что это естественный путь к исцелению от острой душевной травмы. А также помните, что это рано или поздно закончится!
Как можно помочь своему ребенку быстрее справиться с горем?
Детям должно быть физически и эмоционально комфортно, они должны знать, что рядом есть взрослый, который готов разделить с ними горестные чувства. Тогда они будут чувствовать поддержку.
Не пытайтесь избегать темы утраты конечности и горевания, не стоит использовать заменяющие слова и выражения, которые ребенок может не понять. Это мешает ребенку справится с утратой.
Детям должно быть физически и эмоционально комфортно, они должны знать, что рядом есть взрослый, который готов разделить с ними горестные чувства. Тогда они будут чувствовать поддержку.
Не надо скрывать от детей собственные чувства, это важно, так как помогает ребенку осознать, что он не один переживает.
Убедитесь, что у ребенка отсутствует беспричинное чувство вины. Например, говорите ему, что он не виноват в том, что произошло.
Поддерживайте постоянный и четкий распорядок дня в стационаре или реабилитационном центре, каждый раз, когда расстаетесь, говорите: «Пока ты будешь на занятиях, я буду ждать тебя в палате. Потом ты вернешься в палату и мы пойдем обедать».
Не сердитесь, если ребенок становится более навязчивым, реагируйте, если ему нужно больше любви.
Постарайтесь стимулировать ребенка к совместным играм, рисованию, чтению, рассказывайте друг другу истории.
Не фиксируйте внимание на негативных переживаниях, после сложных эмоциональных ситуаций ищите вместе способы справляться и хвалите своего ребенка и себя, особенно, когда это получается.
Если люди вокруг задают вопросы, на которые не хочется отвечать?
Часто бывает так, что в самый острый период после травмы, вокруг появляется много людей: соседей по палате, родственников, друзей, да и просто любопытствующих, которые своими вопросами могут нарушать личное пространство и оказывать навязчивое внимание. Если Вы чувствуете, что на данный момент у Вас нет сил, чтобы удовлетворять их запросы и отвечать на «неудобные» вопросы, не стесняйтесь прямо об этом сказать. Нет ничего страшного в том, чтобы беречь свои собственные психологические границы и границы своего ребенка, особенно в острый период после случившейся травмы, когда самим еще необходимо время, чтобы сориентироваться в мыслях, действиях и чувствах. Можно использовать общие фразы, такие, например, как: «Мы пока не готовы это обсуждать», «Нам пока тяжело говорить об этом». Будьте внимательны к себе и обсуждайте болезненную тему только с теми, с кем чувствуйте безопасность и поддержку. Вы не обязаны удовлетворять любопытство окружающих.
Научите этим фразам своего ребенка, если и ему тяжело разговаривать о том, что случилось. Объясните ему, что важно быть чувствительным к себе и рассказывать только то, о чем действительно хочется поговорить.