ДЕТИ И ВОЙНА. КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ О ВОЙНЕ И КАК РЕАГИРОВАТЬ
Выхожу на детскую площадку со своей четырехлетней дочуркой, а там ребята всех возрастов и статусов (местные и беженцы с востока) играют в АТО: настроили из песка укрытий, кирпичи -- это танки, а мелкими камушками «стреляет» «Град». Сколько поколений детей играли в войну, даже те, кто не видел ее своими глазами, сохранили генетическую память отцов и дедов. Кто бы мог подумать, что наши дети будут играть в «нашу войну» и проигрывать не чужой, а свой собственный страх...
У нас в стране происходят процессы, в которые вовлечено все общество, и дети не исключение. В результате одни ребята играют в АТО, другие хуже спят, чаще плачут, капризничают. Есть дети, выжившие в обстрелах и потерявшие отцов, есть те, кто боится перед телевизором.
Как бы ни ограждали соотечественники своих детей от событий, происходящих в стране, дети все равно транслируют то, что думают и чувствуют их родители. И переживают так же, а порой даже больше.
Если происходящее не обсуждается с детьми, напряжение все равно присутствует, и оно ими считывается. Ребенок все чувствует и будет тревожиться.
Родителям нужно объяснять детям, что происходит, иначе ситуация может выйти из-под контроля. При этом малышам от 2 до 6 лет не так важна суть объяснений, для них значимее чувствовать поддержку, понимать, что изменившееся поведение родителей не имеет лично к ребенку никакого отношения. Для мам и пап детей постарше события в стране -- повод объяснить, как устроено общество. Однако лучше затрагивать именно общественные аспекты, а не политические. И ориентироваться на позитивное разрешение конфликта: война не может длиться вечно, рано или поздно она закончится, и все будет лучше.
И СНОВА НЕЛЬЗЯ РАССЛАБЛЯТЬСЯ
Нахождение почти год (на момент выхода журнала) в состоянии очень сильного стресса и непредсказуемости привело к формированию разнообразных копинг-стратегий*. У одних людей это может быть агрессия и активность, у других -- депрессия и тревога, у третьих - эйфория. Поколение 40-50-летних имеет опыт преодоления тяжелых времен в 1990-е (выжили и размножились), у поколения наших родителей срабатывает модель «Тогда обманули -- и теперь обманут», еще более старшее поколение имеет опыт выживания во время голодомора и Второй мировой войны. Хуже всего молодым -- у них нет опыта преодоления подобных ситуаций, когда рушится привычный мир и нет готовых ответов, помогающих приспособиться к обстоятельствам.
Каждая волна мобилизации усиливает женскую и детскую тревожность. Дети, отцы которых воюют (на любой из сторон), чувствуют себя беззащитными, потому что папа в опасности и его нет рядом. Материнская тревога усиливает детскую. Женщины начали было избавляться от «самостоятельности», от мужских ролей, которые вынужденно примерили наши бабушки, когда мужчины были на полях сражений. И вот снова нельзя расслабляться, снова не время быть нежными и заботливыми. Все это сказывается на детях, которые, недополучив материнской заботы, могут вырасти с неэффективными жизненными сценариями и без необходимых ресурсов.
Как говорить с детьми о войне О ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА
У людей даже в рамках одной семьи могут быть разные точки зрения на ситуацию в стране, хотя в большинстве случаев угроза войны и мобилизация сплотили семьи. Но какой бы направленности ни была точка зрения взрослых, ребенок в любом случае будет демонстрировать тот взгляд, которого придерживаются его родители. Это не значит, что у ребенка такая же осознанная позиция, что и у взрослых членов семьи. У детей еще не сформировано свое мнение, они копируют мнение родителей. Если же мнения родителей разделилось, ребенок принимает точку зрения того из них, с кем сильнее эмоциональная связь. В более взрослом подростковом возрасте ребенок может занять противоположную позицию в качестве противостояния или сформировать уже свою собственную.
В школе педагогам также следует быть очень толерантными к тому, что демонстрируют дети. И даже если в открытую учитель не проявляет своего отношения к ребенку, чьи родители имеют иные политические взгляды, то скрыто это все равно чувствуется. В любой ситуации, особенно в такой, в которой оказалась сегодня наша страна, важно оставаться человечным и на собственном примере воспитывать эту человечность в детях.
СПАСИТЕЛЬНАЯ ИГРА
Если дети, которые не были в горячей точке, играют в АТО, то это сигнал того, что их тревожит ситуация. У детей есть замечательная спасительная стратегия от страха -- игра. В игре не страшно. Для ребенка это способ справиться с тревогой и отреагировать стресс. И хорошо, если у ребенка этот способ есть. Гораздо опаснее ситуация, когда дети, имея противоположное мнение, конфликтуют друг с другом.
Даже взрослым сложно услышать друг друга, сдержать эмоции, если вдруг оказывается, что коллега, друг или родственник -- приверженец противоположного мнения. Это случилось во многих семьях, ведь родственники и друзья есть почти у каждого и в России, и в восточных областях Украины. Здесь может помочь понимание, что ненависть сиюминутна, но она перечеркивает отношения людей друг с другом.
войнушкаСледует быть толерантными к тому, что демонстрируют дети в игре. Например, они могут воевать как за, так и против так называемых сепаратистов и зеленых человечков. Это уже было раньше: во время Великой Отечественной дети играли в войну с фашистами, до того были войнушки с Чапаевым и белогвардейцами. Дети просто вносят в свою игру актуальную обстановку.
Очень важно в сложившейся обстановке оставаться толерантными и учить этому детей. Хотя, наблюдая за тем, как играют местные ребята с детьми-беженцами, я понимаю, что это нам у них нужно учиться. Дети, особенно младшего возраста, легко принимают в игру всех, кто хочет играть, и легко меняются ролями: сначала я солдат, а ты сепаратист/террорист/русский/боевик -- затем наоборот. Они легко вживаются в разные роли. Так мудро и так безопасно проиграть ситуацию, будучи в разных ролях, -- что может быть более целительно для израненного сознания?
О ВЗРОСЛОМ
Люди, которые принимают беженцев, часто думают, что те должны быть за это благодарны, и очень обижаются и озлобляются, когда слышат в ответ претензии и все те же настрои против Украины. Здесь необходимо понимание, что мы можем просто помогать, не требуя при этом от человека, чтобы он менял свои взгляды и убеждения. Страждущий так же необходим дающему, как дающий -- страждущему. В любой ситуации, особенно в такой, в которой оказалась сегодня Украина, важно оставаться человечным и на собственном примере воспитывать эту человечность в детях. Важно объяснять им, что это противостояние -- политика и умелое управление массами.
Конечно, нелегко помогать детям, чьи папы воюют против наших мужей и отцов, но в этом и есть смысл милосердия. Мне понадобилось немало времени и раздумий, чтобы переступить через гордыню, предрассудки, гнев и все-таки помогать детям-беженцам. Это было сложно -- люди хотят продуктов, одежды, денег и воспринимают в штыки предложение психологической помощи. Но через пару месяцев, когда посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) дает о себе знать, они уже сами ищут и принимают моральную поддержку. Да, чаще с позиции, что им ее должны оказать и без благодарности, но именно бескорыстная помощь может заложить в них зернышко хороших изменений.
НОРМАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ НА НЕНОРМАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ
Для трех-, четырехлетнего ребенка важно только то, что будет с ним, с мамой и папой. Дети постарше спрашивают: «А там кого-то убивают? А кровь есть?». Им я говорю, что смерть есть всегда, независимо от войны, только на войне ее больше. Дети, с которыми мне довелось поработать в ключе военного ПТСР, в точности копируют поведение своих родителей: одни стараются найти укрытие и стоить бункеры, другие хотят стать военными, как папа. Девочки, играя в дочки-матери, провожают «мужей» на войну и ждут новостей «с фронта».
Смотреть ли с детьми новости? Смотреть ли их вообще? Если просмотр телевизора ребенком неизбежен, то обязательно -- с последующим обсуждением. Даже если не смотреть новости, нельзя ни в коем случае замалчивать то, что происходит. Дети все равно остаются очевидцами, наблюдателями. Если телевизор выключен, есть общение между родителями, между самими детьми. И в связи с военными событиями дети входят в состояние травматического реагирования психики и тела. Так как детская психика, без сомнения, является более уязвимой, последствия психотравм у них проявляются иначе, чем у взрослых. Но при этом, как бы себя ни вели дети, нужно понимать, что это нормальная реакция нормальной психики на ненормальную ситуацию.
Если дети стали зрителями ужасающих видео- и фотоматериалов с окровавленными телами или реальных событий, им понадобится помощь психолога, потому что увиденное может перевести ситуацию из стрессовой в травматическую. Хотя дети по-разному воспринимают одно и то же событие и по-разному реагируют на стресс. Во-первых, это зависит от генетической предрасположенности; во-вторых, от времени, когда стресс произошел, в-третьих, от возраста ребенка.
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ
Безусловно, к каждому ребенку нужен индивидуальный подход и можно лишь дать общие рекомендации родителям, как вести себя с детьми в атмосфере страха за жизнь. Что можно сделать, чтобы помочь своему чаду преодолеть стрессы либо адекватно на них реагировать?
Ребенку вы сможете помочь своим личным примером и умением справляться со своими переживаниями. Хочу напомнить, что чем меньше ребенок, тем больше его склонность к перенятым чувствам. Говорите с ребенком о том, что с вами происходит, поясняйте причину своего состояния, но при этом не нагружая своими тревогами -- учитесь владеть своими чувствами.
Не подвергайте ребенка излишнему просмотру новостей. Нужно объяснять происходящее разумно, на «детском» языке, оглядываясь на возраст. Лучшая тактика в разговорах с детьми на животрепещущую тему -- ровный тон, честность, освещение ситуации с разных сторон. Не говорите о том, что кто-то хороший, а кто-то плохой. Пусть дети играют в свои игры. Но их нужно направлять искать пути примирения, а не вражды.
Не пытайтесь оградить ребенка от всех стрессовых ситуаций. Ваша задача как родителей в другом -- выпустить ребенка в жизнь как можно более стрессоустойчивым и понимающим, где он может найти поддержку.
Если у ребенка есть потребность говорить о своих тревогах, переживаниях и опасениях, дайте ему возможность высказаться. Не старайтесь сразу убедить его в том, что все хорошо. Чем больше у него будет возможностей проговорить свои переживания, тем легче ему будет переживать происходящее.
Важно максимально сохранить у ребенка ощущение безопасности: соблюдайте привычную последовательность событий, распорядок дня по возможности не должен меняться. Проводите больше времени вместе с ребенком, интересуйтесь его жизнью. Важны не столько занятия какой-то интеллектуальной деятельностью, сколько телесный контакт. Выбирайте такое времяпрепровождение с ребенком, при котором вы физически будете рядом. Это могут быть любые физические игры на взаимодействие -- все, что дает ощущение физического присутствия. Чаще держите ребенка за руку, кладите руку ему на плечи или на спину, обнимайтесь. Это дает ощущение безопасности и стабильности, чего ребенку не хватает.
Научите детей доступным способам снятия избыточного стресса. Для кого-то это будет физическая разрядка, общение с природой или искусством, для кого-то -- разговоры с близкими по духу людьми или наслаждение одиночеством, медитация. Помогите ребенку найти свои индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения. Есть и специальные приемы немедленной самопомощи в стрессовой ситуации: мышечная релаксация, дыхательные упражнения, вызывание приятных зрительных образов и др.
пережить войнуИспользуйте методы арт-терапии. Самые доступные из них -- рисование, лепка. Например, ребенок может нарисовать то, что его пугает, тревожит, а затем преобразить рисунок из страшного в смешной. Если ребенок не любит рисовать, то можно вылепить фигурки из пластилина или глины. Вообще, любые занятия на развитие мелкой моторики, при которых происходит тактильная стимуляция нервных окончаний пальцев, приводят к успокоению.
Игрушки в стиле милитари допустимы, они были и будут всегда, но помните, что для детей, которые своими глазами видели стреляющих военных и настоящее оружие, такая игрушка может стать якорем в травматичном опыте, в то время как танки и солдаты из пластилина легко переделываются во что-то другое и меняются в ходе игры, что дает ребенку ощущение надежды и трансформации травмирующего опыта.
А самое ценное, чем вы можете помочь своим детям пережить нынешнюю ситуацию в Украине, -- это оставаться максимально спокойными и здравомыслящими самим и разрешить детям чувствовать все те эмоции, которые их сейчас переполняют.
Отдыхайте всей семьей по выходным дням -- цените то, что есть сейчас. Продолжайте работать, общаться с друзьями, поддерживать других людей и научитесь решать проблемы по мере их поступления, не драматизируя и не нагнетая панику.
Война рано или поздно закончится, и родителям нужно позаботиться о своей психологической сохранности для будущего, для жизни. Мира и любви всем нам!
У Психолога » Война »
Автор материала: Анна Юрьевна Яковенко\Ткаченко.